РУС БЕЛ ENG

январь 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Тренируем навык чтения»

Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не дочитаешь страницу…»

Как же сделать так чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом.

В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника.

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения в старших классах будет трудно.

Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа-полутора за один прием.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2строчки и после этого получает краткий отдых.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это  

К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.

Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому ,если они осмыслены поэтом.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый подход - рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии ,научно-популярная литература, периодические издания.

Второй подход-приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет прежде всего детская классика: К.Чуковский,С.Маршак,А.Барто,В.Берестов,Б.Заходер,Н.Носов,В.Голявкин,Р.Погодин,Э.Успенский и др.

Книги могут быть разными по жанру, стилю, теме, но обязательно серьезными, настраивающими ребенка на размышления, оценку своих поступков.

Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой.

Ребенка следует записать в библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте и др.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги (их читали бабушка, дедушка, мама, папа). Такая традиция не только воспитывает бережное отношение к книгам, дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Сближают и совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Советы родителям

  • Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4-5 лет учиться легче, чем в 7-8 лет.
  • Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
  • Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
  • Больше играть с детьми. Путь д маленького школьника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
  • Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим 7-8летнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их ,помогает снять напряжение.
  • Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
  • Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  • Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
  • Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16-это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
  • Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
  • Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними
  • Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
  • Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги. а не только, например, фантастика и приключения.
  • Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
  • Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Осилив 3-4 книги, стоящие в плане школы, ребенок готов продолжить чтение самостоятельно. Конечно, сначала он станет это делать вслух, но вскоре чтение будет предметом личных переживаний. Не мешайте ему, ожидая, что он начнет читать про себя. Звук собственного голоса дает ему уверенность, а по прошествии нескольких месяцев он научится это делать независимо от вас.

Запишите его в библиотеку и совершайте походы по субботним утрам или после школы, чтобы поменять книжки. Не помешает время от времени пролистывать то, что стоит на полках, дабы показать свой интерес, но ни в коем случае не подыскивайте ему литературу сами. Несколько ободряющих слов, сказанных вами, закрепят его любовь к книгам.

Не подумайте, что, записав ребенка в библиотеку, вам не следует покупать ему книги. Если нет больших прорех в семейном бюджете, помогите своему ребенку пережить волнующее чувство владения книгами.

Огромным стимулом для ребенка послужит, если он как можно чаще будет видеть родителей за книгой. В доме, где чтение является частью семейной жизни, где на полках расположены книги для любого возраста, справочники, атласы, сказки ребенок вырастает с закрепленным читательским навыком.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Трофимовой Н.В. «Как преодолеть нарушения письма и чтения?»

Проблема нарушений письменной речи учащихся младших классов - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Поэтому основной задачей работы учителя-дефектолога является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма. Что такое дисграфия?

При дисграфии учащиеся  с трудом овладевают письмом. Диктанты и списывания содержат множество ошибок.  Иными словами, дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом признаков отставания в умственном развитии нет. Если у учащегося при письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они единичны, то здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

- слуховой дифференциации звуков;

- правильного их произношения;

- языкового анализа и синтеза;

- сформированности лексико-грамматической стороны речи;

- зрительного анализа и синтеза;

- пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Что могут сделать родители,

чтобы  предупредить нарушения письменной речи:

  •  Если Вы заметили трудности в овладении письменной речью своего ребенка, своевременно обратитесь за консультацией к учителю-дефектологу.
  • Развивайте мелкую моторику пальцев рук с помощью самомассажа, специальных пальчиковых упражнений, игр с мелкими предметами (мозаикой, конструктором). Лепите, вырезайте, раскрашивайте. Помните: основы письма закладываются рисованием.
  • Устраните недостатки речевого развития в дошкольном возрасте. Недоразвитие звукопроизношения может привести к нарушению фонематического (речевого) слуха, который необходим для успешного овладения навыками чтения и письма.
  • Продолжайте развивать устную речь в школе: расширяйте словарный запас, постоянно объясняя значение неизвестных слов, образуя новые слова, составляйте с ребенком различные предложения (простые и сложные), придумывайте рассказы (по картинкам, на определенную тему, из личного опыта), пересказывайте услышанное и прочитанное.
  • Ежедневно читайте вслух. Письмо и чтение (сложные психофизиологические процессы) тесным образом взаимосвязаны. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное.
  • Знайте, что существуют факторы  риска речевых нарушений (леворукость, семейная отягощенность патологией речи, двуязычие в семье, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, неблагополучие в семье…)
  • Развивайте самоконтроль и произвольность (приучайте  детей к самостоятельности и ответственности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, учите находить свои ошибки и исправлять их).
  • Чаще общайтесь со своим ребенком, интересуйтесь школьными делами и не оставляйте без внимания проблемы  и трудности. Радуйтесь вместе с ребенком его успехам и достижениям.

Что могут сделать родители,

чтобы исправить нарушения письменной речи:

  • Поскольку ребенок уже привык считать себя «безграмотным», и предшествующие занятия оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь,  прежде всего,  коренным образом изменить само отношение к этим занятиям.
  • Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут. Основная цель такого разговора – успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок». Этот положительный эмоциональный настрой необходим, поскольку занятия при негативном отношении к ним не дают положительного результата.
  • Занимайтесь с ребенком ежедневно, но недолго. Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить ее как можно лучше.
  • Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность Каждый раз обязательно похвалите ребенка, скажите, что «видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. ошибки сдаются». Закончите занятие на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе.
  • Проработав вместе с Вами 3-4 дня подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребенок полностью его усвоит. Тогда вы спокойно перейдете к следующему правилу.
  • Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с предупредительных диктантов, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Затем  можно проводить контрольный диктант.
  • Соблюдение такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок на письме.
свернуть