Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
"Средняя школа № 15 г.Лиды"
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не дочитаешь страницу…»
Как же сделать так чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом.
В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения в старших классах будет трудно.
Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа-полутора за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2строчки и после этого получает краткий отдых.
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это
К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.
Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.
Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому ,если они осмыслены поэтом.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый подход - рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии ,научно-популярная литература, периодические издания.
Второй подход-приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет прежде всего детская классика: К.Чуковский,С.Маршак,А.Барто,В.Берестов,Б.Заходер,Н.Носов,В.Голявкин,Р.Погодин,Э.Успенский и др.
Книги могут быть разными по жанру, стилю, теме, но обязательно серьезными, настраивающими ребенка на размышления, оценку своих поступков.
Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой.
Ребенка следует записать в библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.
Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте и др.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги (их читали бабушка, дедушка, мама, папа). Такая традиция не только воспитывает бережное отношение к книгам, дополняется чувствами к самым дорогим людям.
Сближают и совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно совместное чтение и обсуждение прочитанного.
Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Советы родителям
Осилив 3-4 книги, стоящие в плане школы, ребенок готов продолжить чтение самостоятельно. Конечно, сначала он станет это делать вслух, но вскоре чтение будет предметом личных переживаний. Не мешайте ему, ожидая, что он начнет читать про себя. Звук собственного голоса дает ему уверенность, а по прошествии нескольких месяцев он научится это делать независимо от вас.
Запишите его в библиотеку и совершайте походы по субботним утрам или после школы, чтобы поменять книжки. Не помешает время от времени пролистывать то, что стоит на полках, дабы показать свой интерес, но ни в коем случае не подыскивайте ему литературу сами. Несколько ободряющих слов, сказанных вами, закрепят его любовь к книгам.
Не подумайте, что, записав ребенка в библиотеку, вам не следует покупать ему книги. Если нет больших прорех в семейном бюджете, помогите своему ребенку пережить волнующее чувство владения книгами.
Огромным стимулом для ребенка послужит, если он как можно чаще будет видеть родителей за книгой. В доме, где чтение является частью семейной жизни, где на полках расположены книги для любого возраста, справочники, атласы, сказки ребенок вырастает с закрепленным читательским навыком.
Проблема нарушений письменной речи учащихся младших классов - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Поэтому основной задачей работы учителя-дефектолога является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма. Что такое дисграфия?
При дисграфии учащиеся с трудом овладевают письмом. Диктанты и списывания содержат множество ошибок. Иными словами, дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом признаков отставания в умственном развитии нет. Если у учащегося при письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они единичны, то здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:
- слуховой дифференциации звуков;
- правильного их произношения;
- языкового анализа и синтеза;
- сформированности лексико-грамматической стороны речи;
- зрительного анализа и синтеза;
- пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Что могут сделать родители,
чтобы предупредить нарушения письменной речи:
Что могут сделать родители,
чтобы исправить нарушения письменной речи: