РУС БЕЛ ENG

Консультации учителя-дефектолога А.Ю.Харкевич

Формирование самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения (март 2024 г.)

Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успеху и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность. От уровня самооценки зависит активность ребёнка, её стремление к самовоспитанию, её участие в деятельность коллектива.         

Самооценка формируется, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Оценка взрослых и родителей определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении с взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками, наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка.

Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом, младшие школьники ещё слабо дифференцируют эти понятия, негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой».

Если ребенок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды гаснет…ребёнок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или ещё хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей.

Механическое чтение текста детьми младшего возраста ведёт к непониманию содержания прочитанного и неумению оперировать данными текста. Учащиеся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются выделить главное в научно познавательной статье, учебном тексте. В дальнейшем это влияет на учебную самостоятельность учащихся. От этого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам.

В начальном этапе работы ребёнок овладевает основами техники чтения вслух и до перехода к самостоятельному чтению проводится работа над текстами проблемного характера, которая направленна на обучение детей анализу содержания в процессе чтения. Далее проводится работа над развитием понимания прочитанного на основе проверочно-обучающих заданий к текстам. Целью этой деятельности является научить детей переносить полученные навыки работы с учебным материалом на тексты для самостоятельного, внеклассного чтения. Вводятся простейшие формы моделирования содержания прочитанного: составление планов и оценки результатов этой работы с сопоставлением планов учащихся, с эталонными планами. Пути решения этой проблемы мы видим в организации уроков с помощью системы специальных упражнений и заданий, влияющих на осмысленное чтение, на формирование самоконтроля и самооценки, а также позволяющих овладевать читательской деятельностью.

Для развития понимания прочитанного учащимися работа ведется с текстами, постоянно увеличивающимися по объёму и усложняющимися по содержанию и языковым средствам. Тексты подбираются таким образом, чтобы дети чётко воспринимали проблемный характер их содержания. Такая структура текстов побуждает читающего ребёнка к самостоятельному рассуждению над произведением, обоснованному выбору решения проблемной ситуации. Такое чтение становится интересной активной деятельностью.

Для формирования самоконтроля и самооценки на уроках чтения рекомендовано проводить проверочные задания таких видов:

1) Короткие тексты, заканчивающиеся вопросами: «Почему? Зачем?». Данные для ответа на этот вопрос в тексте не содержатся. Ребенок должен логически осмыслить информацию, содержащуюся в тексте, представить себе ситуацию и привлечь свой собственный жизненный опыт. Примеры текстов: «Собака погналась за кошкой. Кошка взобралась на дерево. Собака остановилась. Почему?» «Белоснежка по утрам готовила гномам завтрак. Она наливала им чай с молоком, пекла блины со сгущенкой и вареньем. Но она никогда не разрешала садиться за стол с грязными руками. Почему?»

2) В коротком тексте пропущено одно слово, значение которого становится ясным из контекста. Предлагается выбрать пропущенное слово из двух. Выбор предлагается сначала альтернативный, а затем сопоставительно-вероятностный. Пример: «Чем я буду есть суп. Дай мне…» (а) вилку, б) ложку). «Почисть картошку! Я буду…» (а) есть, б) варить).

3) После короткого рассказа даётся проверочное предложение, которое согласуется со смыслом или противоречит ему. Прочитав текст, учащиеся определяют его соответствие содержанию рассказа («да» или «нет»). Пример: «Была буря. Она повалила дерево. Дерево лежит на земле. Детям его жалко. Ведь они его посадили. Дерево было старым» («да» или «нет»). «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята пошли в лес кататься на лыжах. Там они увидели зайца. Зайчик был в серой шубке» («да» или «нет»).

4) После прочтения текста детям предлагается набор пронумерованных вопросов, соответствующих или несоответствующих содержанию . Учащиеся записывают в тетрадях только номер вопроса, а рядом отмечают знаком «+» или «-» - соответствие данного вопроса содержанию текста. Время на размышление даётся минимальное. Затем дети сравнивают свои ответы с образцом, отмечают ошибочные ответы и подсчитывают их количество. Каждому ребёнку предоставляется возможность объяснить, почему он выбрал данный вариант ответа, не совпадающий с эталонным.

Пример набора фраз к тексту Л.Н.Толстого «Косточка»:

 • Отец купил слив.

 • Сливы хотели дать детям после обеда.

• Ваня часто ел сливы.

• Ваня захотел съесть сливу.

• Мать перед обедом сосчитала сливы.

• Ваня сознался, что съел сливу.

• Ваня заплакал.

5) После прочтения текста задаём вопросы, а дети определяют, содержит ли текст информацию для ответа на эти вопросы. Номера ответов и вопросов фиксируются в тетрадях и сравниваются с образцом. Число неправильных ответов подсчитывается. Пример заданий по определению достаточности информации для ответа по тексту Л.Пантелеева «Трус»:

• Дело было летом.

• Мальчик пошёл на море ловить рыбу.

• Мальчик поймал много рыбы.

• В это время рыбак ловил рыбу в реке.

• Кто первым заметил, что мальчик сидел на берегу и трусил?

• Ветер вырвал у мальчика из рук удочку.

• Девочка жила по соседству с мальчиком.

• Мальчик был жадный.

На следующем этапе работы мы обучаем детей выделять опорные слова (или группу слов) в тексте. Отработку умения выделять опорные слова проводим на нескольких текстах.

6) Мы заранее выделяем в тексте опорные слова, записываем их в изменённой последовательности. После прочтения текста учащимися про себя, они должны восстановить правильную последовательность опорных слов. А проверку правильности проводим по тексту.

Использование данных заданий учителем, так и родителем позволяет сформировать первоначальные навыки самоконтроля и самооценки у детей. Кроме того эти задания способствуют:

• Более вдумчивому чтению текста.

• Более глубокому и осмысленному пониманию прочитанного.

• Умению оперировать полученной из текста информацией.

• Формированию умения находить опорные слова, что помогает составлению плана при пересказе текста.

• Развитию коммуникативных навыков.

Такие виды работы позволяют не только формировать навыки самоконтроля и самооценки, но и достичь некоторых метапредметных результатов. Овладение осознанным чтением способствует возникновению интереса к чтению не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

свернуть

Развитие и обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста (январь 2024 г.)

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Сегодня далеко не каждый человек может четко, точно, красиво выразить свою мысль. Потребность в общении, умении излагать свою мысль, убеждать собеседника определяет необходимость целенаправленной работы по развитию речи, начиная с первых лет обучения в школе.

Вопросами обогащения словаря занимались такие известные ученые, как М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.Г. Рамзаева, К.Д. Ушинский. Но и на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса младших школьников остается актуальной, так как их словарный запас достаточно беден. Связано это с тем, что современные школьники мало обращаются к художественным произведениям – основному источнику обогащения словаря. Учащиеся предпочитают Интернет и СМИ.

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения. Перед родителем, учителем  стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях.

Развитие словарного запаса школьника зависит от многих факторов. Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения слов. Слова обобщающего значения  становятся доступны пониманию лишь после формирования мыслительной операции обобщения. Словарь развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями и зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. 

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь упорядочивается, систематизируется, складываясь в семантические поля или образования слов по смыслу.

Выделены следующие направления развития словаря:

  • Расширение объема словаря
  • Уточнение значения слов
  • Развитие структуры значения слова
  • Формирование семантических полей
  • Расширение связей между словами.

Характеризуя словарный запас учащихся, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов. Именно эта особенность лежит в основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

Ошибки, которые допускают школьники, например:

Свинья хохотает (хрюкает)

Шаль это шалун;

Бегония – соревнования такие, когда все бегают.

Лапти – когда все друг друга лапают;

Топорщится – топором рубить;

Лесник – это гриб такой;

Лесник – это тот, кто любит дрова;

Гигиена- когда ты не кривляешься;

Скалка – чтобы прыгать;

Собака-поводырь – это собака, которая дыры делает;

Плестить –лепить из пластилина.

Считаю, что работа по обогащению словаря, очень важна, так как только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь.

Игры для развития словаря:

Игра «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например:

Стучать-звонить-барабанить;

Дрова-пламя-огонь;

Судно-волна-корабль;

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Страх-смех-ужас;

Старушка-бабушка-дедушка;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

Игра «Закончи предложение»

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Взрослый произносит незаконченное предложение, ученик подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

  1. Батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко).
  2. На празднике стараются, чтобы гостям было ( горько, грустно, весело).
  3. Утро закончилось, начинается ( ночь, день, вечер).
  4. Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)
  5. Ножи точат, чтобы они становились ( тупыми, кривыми, острыми)
  6. Деревце поливают, чтобы оно выросло и стало( высоким, низким, прямым)
  7. Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (горячая, теплая, холодная)

Игра «Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам:

крошечный - (маленький),

смелый - (храбрый),

прекрасный - (красивый).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Ход игры: для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

– Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ХОРОШО … ПЛОХО                            ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО                              ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ВЫСОКО … НИЗКО                             ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ                             БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ТРУДНО … ЛЕГКО                               ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

БЫСТРО … МЕДЛЕННО                       ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ДРУГ … ВРАГ                                     РАДОСТЬ … ГРУСТЬ

ДЕНЬ … НОЧЬ                                   ЖАРА … ХОЛОД

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Ход игры: мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

  1. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
  2. Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
  3. Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
  4. Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
  5. Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
  6. Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
  7. Дом низкий, а домик … (низенький).
  8. Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Ход игры: для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

Игра «Найди лишнее слово»

Цель: развитие умения определять однокоренные слова.

Например:

Боль, большой, больница.

Водитель, вода, водный.

Лес, лесник, лестница.

Море, морщины, морской.

Игра «Вставь слово»

Цель: развитие умения образовывать однокоренные слова.

Например:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело … .

Не впервой волку зиму … .

Всё живое хочет … .

Хвати тебе, молодцу, горе … .

Обладая развитой речью, учащиеся будут более подготовлены к дальнейшему развитию на следующей ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые им учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

свернуть

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребёнка с другими детьми (сентябрь 2023 г.)

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности. Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми. 

Выдающийся писатель Л.Н. Толстой считал воспитание детей одной из самых важных задач и обязанностей родителей. В своей работе «О подражании в семье» он высказывался о том, что главное условие первоначального воспитания детей – это здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное их нравственное самоусовершенствование, близость, тесное общение родителей с детьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для свои детей. Папа и мама общаются между собой, говоря о соседях, и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем дети все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки и речь как губка, другие моменты не приемлют, и у них формируется неприятие такого поведения и общения. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то, скорее всего, он заметит (сознательно или подсознательно) несоответствие между нашими словами и поступками. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует сильнее многочасовых чтений морали.

Похвала и критика тоже должны иметь разумные границы. Не стоит хвалить все, что делает ребенок, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями. Какие же черты характера формируются в разных типах семьи? Каким будет ребенок и его общение с другими детьми?

Выделяют и характеризуют следующие типы семейных отношений:

1)Авторитарная семья.

В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Сопротивление ребенка на нажим и принуждение проявляется в лицемерии, обмане, вспышках грубости, а иногда откровенной ненависти. Этот тип отношений искореняет самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, веру в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Сотрудничество в семье. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии.                                        

Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой. Такой тип отношений формирует у ребенка все положительные качества: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

2)Опекающая семья.

Система отношений, при которых родители ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным, отсутствует самостоятельность и инициатива. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей. Здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако, именно эта близость мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.

3)Безразличная семья.

В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. В такой семье у ребенка формируется эгоизм, полное отсутствие внимания к другим, безразличие, отсутствие доверия, самостоятельность и раскованность. Демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Также выделяют различные позиции родителей в отношении воспитания детей:

1.     Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

2.     Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он становится неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями.

3.     Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в отношениях с окружающими людьми.

4.     При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

5.     Родительская позиция чрезмерного оберегания формирует у ребенка пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя». Может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

Таким образом, «…ребенок учится тому, что видит у себя в доме». Ребенок наблюдает за родителями, впитывает в себя все как губка: слова, стиль общения, стиль поведения, копирует интонации и жесты. Также для развития высоконравственной личности ребенка, его предпосылок формирования культурного общения с другими детьми важна семейная атмосфера, приемлемый стиль воспитания, доверие и достойное отношение к нему.

Чтобы у ребенка сформировать культуру общения, Вы:

1) начните с себя, подавайте личный хороший пример ребенку;

2) не устраивайте дома скандалы и ссоры при ребенке;

3) не употребляйте при ребенке грубых, бранных слов;

4) с родственниками и посторонними соблюдайте речевой этикет: здоровайтесь, прощайтесь, говорите «спасибо» и «пожалуйста» и т.п.

5) читайте ребенку сказки и художественную литературу, обсуждайте их, обращайте внимание на поступки героев, их слова;

6) беседуйте с ребенком на заранее подготовленные темы, это научит его обосновывать свою точку зрения, слушать внимательно собеседника, принимать чужую точку зрения;

7) если ребенок провинился, то не читайте ему нотации, а опять-таки покажите на своем примере, как правильно;

8) учитывайте интересы и состояние ребенка, не требуйте от него немедленного повиновения, но и не потакайте во всем;

9) никогда не наказывайте ребенка физически;

10) учите не нарушать личного пространства другого человека: запрещайте читать чужие письма, смс, да и вообще трогать чужие вещи.

свернуть

Организация работы с учащимися класса интегрированного обучения и воспитания (август 2023 г.)

Учащиеся с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью часто относятся учителями к категории неуспевающих школьников. У таких детей с первых месяцев обучения в школе появляются затруднения в усвоении учебного материала с одной стороны в силу незрелости эмоционально-волевой сферы (они готовы выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересами), с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития (у данной категории детей отмечается недостаточный для их возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности). Итак, затруднения в обучении детей с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых. В класс интегрированного обучения и воспитания объединяют разных детей, часто очень отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. Основная цель учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания – создание таких условий, чтобы все дети могли контактировать друг с другом, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в коллективную деятельность.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно носит воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Рекомендации для поддержки

детей с особенностями психофизического развития:

  1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
  1. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Формируйте веру в успех.
  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
  • Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
  1. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении. Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям  во время занятий осуществляется за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  • введения специальных видов помощи, а именно:
  • зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
  • введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

  • проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
  • учёт психофизических, личностных особенностей;
  • опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
  • организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
  • смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
  • соблюдение принципа «от простого к сложному»;
  • переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
  • поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
  • снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
  • освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

  • поэтапное разъяснение инструкции;
  • выделение ключевых слов;
  • листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
  • краткое содержание параграфа;
  • заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
  1. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
  • выбор места в классе;
  • заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
  • предоставление дополнительного времени;
  • специализированные учебники;
  • оценки понимания задания.
  1. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
  2. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
  3. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
  4. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
  5. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов: альтернативного ответа; помощь в заполнении оценочных бланков; предоставление неограниченного времени; возможность выполнения работы дома.
  1. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает: индивидуальную шкалу оценок; ежедневное оценивание; меньшего количества заданий для получения оценки; внимание на понимание прочитанного; оценивать правописание отдельно от содержания работы.

Методы и формы работы

с детьми с особенностями психофизического развития,

дающие положительную динамику

В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.

Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам. При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особеностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с нарушениями развития (замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации) определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.

Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. При использовании словесных методов в работе со школьниками с особенностями психофизического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):

  • максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
  • рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
  • на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;
  • обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
  • создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
  • оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:

  1. Воздействие на все органы чувств.
  2. Разнообразные виды деятельности.
  3. Обращение к опыту ребенка.
  4. Комфортные условия на уроке.
  5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.
  6. Содружество учителя и учащихся.
  7. Предъявление заданий малыми дозами.
  8. Игра.
  9. Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

    КОГДА РАБОТАЮТ дети с особенностями:

Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;

Когда они кого-то сами смогут научить.

свернуть