РУС БЕЛ ENG

декабрь 2023

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у учащихся в семье»

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука.

Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих [с], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [ш'], сонорных [р], [л].

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):

• отсутствие звука;

• искажение звука;

• замена звука;

• смешение звуков.     

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова — «коова») или в конце (комар — «кома»). Смешение звуков — это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит — «шанки»); смешение звуков — признак недостаточно сформированного фонематического восприятия.  В норме этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам.     Замены звука другим звуком могут быть самыми разнообразными, например:

• замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции («томок» вместо комок, «дубы» вместо губы);

• замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования («това» вместо сова, «тон» вместо сон);

• замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи («фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар);

• замена звонких звуков глухими («томик» вместо домик, «шаба» вместо жаба);

• замена глухих звуков звонкими («бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка);

• замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими («рядуга» вместо радуга, «Сона» вместо Соня). 

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности. Общий ход её должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает её общую эффективность.

Коррекционная работа включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап постановки звуков.

- по подражанию,

- механический,

- смешанный,

- от других звуков,

- от артикуляционного уклада.

III. Этап автоматизации звуков:

- в прямых слогах,

- в обратных слогах,

- в словах,

- в словосочетаниях,

- в предложениях,

- в стихотворениях, чистоговорках, скороговорках,

- в рассказах,

- в разговорной речи.

  1. Этап дифференциации звуков.

Приемы постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков

Постановка звука [C]:

а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);

б) от И, X, Т, Ф с придыханием;

в) механический (с помощью зонда, шпателя);

г) смешанный;

д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С.

Артикуляционная поза:

губы растянуты в улыбку,

зубы заборчиком со щелью,

кончик языка за нижними зубами,

воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.

Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

« Улыбка », « Заборчик », « Лопатка », « Почистим нижние зубы », « Желобок », «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д.

Постановка звука [Ц]

Возможна лишь при условии хорошо отработанного произношения звуков С, Т путем быстрого слияния звуков Т, С,

Артикуляционная поза

Сходна с артикуляционной позой С. Особенность - смыкание передней части спинки языка с твердым небом (у альвеол) и размыкание языка с небом при выдыхании воздуха.

Постановка звука [Ш]

а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем;

б) с помощью специальных приемов:

- от Р-Р-Р шепотом с постепенным округлением губ и сближением зубов;

- от Т-Т-Т с сильным придыханием и зондом под языком;

- от С-С-С с зондом под языком;

в) в наиболее трудных случаях дуть теплым воздухом или ставить нижний вариант.

Артикуляционная поза

- губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,

- язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель,

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, воздух

- теплый, струя направлена по середине языка вверх.

Подготовительные упражнения

«Вкусное варенье», «Качели», «Чашечка», «Грибок», «Фокус», «Погреем ладошки».

Постановка звука [Ч]

а) от АТ'-АТ'-АТ' со шпателем под языком

б) от Т'Ш'-Т'НГ-Т'НГ (по О.В. Правдиной).

Артикуляционная поза

Сходна со звуком Ш, но имеет некоторую отличительную особенность: вначале кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, затем отходит назад к альвеолам.

Постановка звука [Щ]

Лишь после тщательной автоматизации звуков Ш, Ч:

а) по подражанию,

б) от Ч или НГ при длительном и утрированном произнесении;

в) от С с зондом или шпателем под языком.

Артикуляционная поза

Сходна со звуками Ш, Ч

Постановка звука [Л]

а) по подражанию крайне редко;

б) от звука у - с высунутым языком между вытянутыми губами, одновременно пальцами раздвигаются губы и прижимаются к обнаженным резцам;

в) от звука ы - с прикушенным языком;

г) вначале работу следует вести беззвучно или шепотом.

Артикуляционная поза:

губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,

- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,

кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную

смычку,

боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые

проходит воздух,

корень языка поднят.

Подготовительные упражнения:

«Улыбка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Болтушка», «Барабан», «Накажем непослушный язык», «Пароход гудит», «Грибок», надувание щек, выдыхание воздуха через щеки с прикушенным широким языком.

Постановка звука [Р]

а) по подражанию со зрительным, слуховым, кинестетическим контролем;

б) с помощью специальных приемов:

- от длительного з-з-з с поднятым к альвеолам кончиком языка,

- от длительного ж-ж-ж с растянутыми в улыбке губами,

- от быстрого и многократного повторения д-д-д,

в) при необходимости параллельно механическим способом вырабатывается вибра­ция кончика языка.

Артикуляционная поза:

губы раскрыты, нейтральны,

- зубы разомкнуты,

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

- широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Подготовительные упражнения:

«Чашечка», «Барабан», «Лошадки», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»...

Таким образом,  комплексный подход к устранению причин нарушений произношения у младших школьников способствует развитию речи учащихся с ОПФР, полноценному развитию личности.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Трофимовой Н.В. «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»

  • Игры на развитие неречевого слуха

Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться  в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Игра «Тишина».

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадайка».

Учитель выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали. По команде учителя («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.

Игра «Нарисуй звук».

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Игра «В гору, с горки».

Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Игра «Эхо».

Назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные фразы.

  • Игры на развитие речевого слуха

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

- различение слов, близких по звуковому составу; слогов; фонем.

 Игра «Далеко - близко».

Используется  картинка, на которой нарисован поезд. Произносится звук [у] с разной силой голоса.

Игра «Настроение».

Ребенок выбирает картинку и говорит фразу с интонацией соответствующей картинке.

Игра «Пианино».  

Предлагается «нажимать» пальцем на черные клавиши и произносить слог ПАМ или другой слог с автоматизированным звуком, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

Игра «Подскажи словечко».

Произносится четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово.

«Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает,

Отправляется в полётВинтокрылый … (вертолёт)».

 Игра «Цепочка».

Ребенку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем -  по три). Например: МАК – БАК,  МОТОК – КАТОК – ПОТОК.

Игра «Подбери  картинку».

Выставляются следующие картинки: сом, мак, жук, сетка, моток.

Ребенок подходит к доске, ему дается  картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию. Например: «МОТОК» платок, листок, каток.

Игра «Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых педагогом, дети  должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ, БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА.

Игры «Самое длинное слово», «Самое короткое слово».

Произносится цепочка слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово: ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР или самое короткое слово: МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА.

Игра  «Девочки – гласные».

 Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в красных платьях, на платье – графическое изображение гласного звука. Произносятся гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.

Игра «Мальчики - согласные».

 Твёрдые звуки носят одежду синего цвета, а мягкие – одежду зелёного цвета.  Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит». Глухие звуки «носят» наушники, они ничего не слышат. Педагог произносит согласные звуки, а ребёнок показывает соответствующего мальчика.

Игра «Наушник – колокольчик».  

Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под колокольчиком».

Игра «Флажки».

Называется звук. Дети, определяют, какой это звук и поднимают флажок соответствующего цвета: гласный – красный флажок, согласный мягкий – зеленый флажок, согласный твёрдый – синий флажок.

Игра «Луна-земля».

 Произносятся слова со звуками Л и ЛЬ. Если ребенок слышит в слове звук Л, то помещает спутник около Луны, если ЛЬ – около Земли.

Лото «Футбольный мяч».

Картинки со звуком С надо закрыть белыми шестиугольниками, со звуком Ш – черными. Если правильно выполнить задание, то получиться футбольный мяч.

      Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Работа на данном  этапе имеет определённую последовательность:

  1. Определение количества слогов в словах разной сложности
  2. Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
  3. Выделение из слога гласного, затем согласного звука
  4. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
  5. Определение места, количество, последовательности звуков в слове.
  6. Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

          Игра «Соревнование».

Кто больше придумает слов с заданным звуком.

          Игра «Поймай последний звук в ладошку».

Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

          Игра «Светофор».

Определите место звука в слове (позиции).  Если дети слышат заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок, в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.

          Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и произносит  первый  звук в слове.

          Игра «Поймай звук».

Взрослый предлагает «поймать»  (хлопнуть в ладоши), если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.

          Игра «Рыбалка».

Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

          Игра «Подружи звуки».

Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [р], [а], [к] - рак.

             «Мяч передавай, слово называй».

Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

           Игра «Алфавит».

 Играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать.

            «Звуковая цепочка».

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например, весна-автобус-слон-нос-сова…

           «Мяч лови, мяч бросай, сколько звуков – называй».

Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

           Игра «Найди картинки».

Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки, например, со звуком [с], другая со звуком [ш]. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

          Игра «Гусеница».

Дети выкладывают из деталей гусеницу. Количество деталей берут столько, сколько звуков в заданном слове.

          Игра «Подбери похожие слова».

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки - пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. 

            Игра «Правильное слово».

Учитель просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Например, выставляется предметная картинка с изображением вагона. Учитель произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

           Игра  «Умные карточки».

Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами.

           Игра  «Корзиночки».

На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т.п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синюю, если заданный звук твёрдо, в зеленую, если звук мягкий.

          Игра  «Телеграф».

«Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова.

          Игра «Графический диктант».

Учитель называет слово со звуком [с] или [ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую на то, какой по счету этот звук в слове. Например: косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.

          Игра «Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их в окошки. Например, домики с буквами С и Ш. Выложены следующие картинки: собака, лягушка, мишка, свинья, мышка, носорог, кошка.

       Игра  «Собери цветок».

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква, например, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

          Игра «Найди ошибку».

Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинаются на одну и ту же букву, а 5 нет. Ученики определяют ошибку.

свернуть