РУС БЕЛ ENG

ноябрь 2023

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Трофимовой Н.В. «Этот трудный звук «Р»»

В последние годы всё больше детей приходят в первый класс с нарушением произношения звука «Р». Почему так происходит и как родители могут помочь исправить неправильное произношение звука «Р» ?

Почему ребенок не выговаривает звук « Р»?

Причин подобного явления несколько:

  • кончик языка неправильной формы — встречается довольно редко,
  • короткая уздечка внутреннего язычка — тогда не хватает длины языка для произношения звука,
  • проблема с прикусом — смешанное положение зубов нарушает звукопроизношение,
  • слабость либо недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата,
  • отклонения в работе артикуляционного аппарата и органов дыхания,
  • поражения коры головного мозга,
  • особенности строения носоглотки, для которых характерен «французский» прононс,
  • нарушения фонематического слуха, когда ребёнок путает произношение слов. Например, вместо твёрдого «р» озвучивает мягкий либо меняет на другие звуки — ль, й, — и наоборот,
  • подражание родителям, которые сами неправильно произносят этот звук,
  • генетическая наследственность.

Первые 2 причины поддаются коррекции специальными упражнениями либо хирургическим путём. Прикус меняется после наложения и ношения скоб на зубы ребёнка.

Как поставить звук  «Р»? Советы  дефектолога:

  • Отточите правильность произношения у себя до занятий с ребёнком
  • Запаситесь терпением и позитивным настроем
  • Поставьте небольшое зеркало перед ребёнком, чтобы он видел свое лицо во время занятий
  • Замотивируйте к выполнению упражнений, пообещайте  что-то желанное для ребенка
  • Отбросьте своё смущение и смело корчите рожицы во время занятий с ребёнком
  • Обеспечьте интерес ребёнка выполнять от начала до конца все упражнения
  • Придумайте игру/историю для изучения слов/предложений с «р». Например, сшейте куклу на ладошку в виде вороны и говорите как бы ею.
  • Приводите яркие примеры разности звучания мягкого и твёрдого звуков.

Как исправить горловое произношение звука «Р»:

Горловое произношение «р», по мнению учителей - дефектологов, труднее всего поддается исправлению. Требуется полное переучивание ребёнка для его правильного звучания.

  • Мотивируйте ребёнка самостоятельно отслеживать качество произношения им звука «р».

Речевой материал для автоматизации звука «Р»

Слова

  • Работа,  ромашка , рыба , рука, рубашка, ракета ,рот, Рома, роза, радио, ружьё, ручей.
  • Друг, дружба, дрожжи, драчун, драка, драма, дрель, дрозд, дремал.
  • Ворона, ворота, народ, огород, дорога, корова, перо, норы, горы, город.
  • Жар, удар, повар, ковёр, забор, мухомор, пир, сыр, командир.
  • Размер, разговор, простор, трактор, раздор ,квартира, бордюр.

Чистоговорки

  • Ра-ра-ра-Роме спать давно пора;
  • Ро-ро-ро- стоит круглое ведро;
  • Ры-ры-ры-вокруг летают комары;
  • Ор-ор-ор- мы быстро подмели весь двор;
  • Ур-ур-ур-Рома кормит кур;
  • ыр-ыр-ыр-в сыре много дыр

Скороговорки

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
  • В бору бобёр и брат бобра с утра до вечера работают без топора.
  • В грузовике в грозу от груза арбузов развалился кузов.
  • В огороде у Федоры помидоры, за забором у Федоры – мухоморы.
  • Дал Роман Макару карамельки, а Макар Роману – карандаш.
  • Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
  • По травке тропка протоптана.
  • Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
  • Рано утром два барана барабанят в барабаны.
  • Рома подруге Маше нарвал ромашек.
  • Трое трубачей в трубы трубят.
  • Серые бараны били в барабаны, без разбора били, лбы себе разбили.
  • Один рой комаров – за горой. Второй рой комаров – под горой.

Стихи

Кар! — Кричит ворона — Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Грош украл он из кармана.

Карандаш, картонку, пробку

И красивую коробку!

Рассказы

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артём навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае – пёстрые зебры и жирафы. Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем они их кормят в зоопарке.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Что делать, если ребёнок пишет буквы зеркально?»

Задачи:

  • обсудить с родителями проблему «зеркального» письма у леворуких детей;
  • показать возможности леворуких детей в учебной деятельности;
  • настроить родителей на сотрудничество со школой, связанных с обучением леворуких детей письму.

Состав аудитории: родители леворуких детей  и педагоги 1-2 классов.

В СШ №15 в каждом классе начальной школы находится от 2 до 4 леворуких детей, а в некоторых их даже 5. Состав леворуких детей - неоднороден. Одни из них пишут в прописях так красиво, что учитель демонстрирует их работы в классе, как образец. А другие уже с первых дней обучения в школе начинают сталкиваться с проблемами при формировании навыка  письма и чтения.

И сегодня мы поговорим об одной из таких проблем – зеркальное письмо букв и слов.  Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Учитель-дефектолог на занятиях в ПКПП проводит системную работу в устранении данных проблем у леворуких. Но, вы – родители, также можете оказать действенную помощь своим детям, если будете в домашних условиях в игровой форме проводить следующие игры и упражнения:

  • Игра «Повтори движение». Взрослый, садясь напротив ребенка, просит показать левое ухо, правый глаз, левую ногу, правый локоть и т. д. В этом задании леворукому ребёнку необходимо зеркально отразить движения взрослого (ведь взрослый сидит напротив).
  • Очень полезны игры на шнурование. Они развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверх», «низ», «справа», «слева».
  • Порисуйте букву вместе с ребенком, выясните, на что она похожа, акцентируя внимание на том, «куда она смотрит».
  • Лепка из пластилина, теста не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
  • Игры с рисованием.

Леворуким детям очень полезны занятия декоративным рисованием, которое основано на ряде и чередовании элементов. Желательно, чтобы ребёнок разукрашивал цветными карандашами.

  • Отгадывание букв (цифр), нежно написанных пальцем мамы на его (её) спине (если с трёх раз ребёнок не отгадает, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне ладони, пусть привыкнет к ощущениям).
  • Предлагаю взять яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу, например манку. Затем попробовать  вместе нарисовать какие-нибудь предметы, а затем  буквы: печатные и прописные, которые пишутся «зеркально».
  • Хорошим подспорьем для родителей леворуких детей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек. (Вниманию родителей предоставляется выставка книг, прописей авторов М.М. Безруких, Т.В. Пятницы, игровые пособия).                                                                                                 

Комплекс упражнений на закрепление образа заглавной письменной буквы Е.

1.Поводи пальцем против часовой стрелки.

Нарисуй завитушку против часовой стрелки.

Какая буква получилась?

Запомни, как пишется  заглавная буква Е.


2.Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и  различия.


3.Выучи рифмовку про букву. Запомни картинку. Вспоминая стишок и картинку, вспомни,  как пишется буква.

И ежата, и енот

Букве Е смотрели в рот:

Ходит только вправо,

Смело, гордо, браво.


4.Вылепи буквы Е из пластилина, повторяя правильность расположения буквы.


5. Найди спрятанные буквы «Е» и «Ё». Обведи их.


6.Зачеркни букву в неправильном положении.


7. Добавь недостающий элемент буквы.


8. Найди букву, написанную за чертой:

Е З Е З З Ё Е Ё З Э С Ё Е Е     

Е

9. Прочти слоги и слова по строкам слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по диагонали от слова Ева снизу вверх вправо. Придумай слова из данных слогов и запиши.

ЕЖ ЕХИ ЕМЕ
ЕЛЕ ЕЛО ЕЖЕ
ЕВА ЕЛ ЕДА

10. Отгадай загадку. Напиши отгадку с заглавной буквы.

1.Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год?

 

2.Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ………. .

 

3.Жили – были серый ёж

И его ………. .

 

4.Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля…

11.Составь и запиши имена людей из данных слогов.

Е

ГОР

НА

ЛИ

СЕЙ

ЛЕ

ВА

ФИМ

  1. Составь предложения из данных слов. Запиши их.

Ежиха, ежатами, с, ёлкой, под, жила.

Кот, у, Еремей, живёт, Егора.

13.Зрительный диктант.

Енотовидная собака

   Этого зверька называют так, потому что он похож и на енота, и на собаку. Зимой енотовидная собака прячется в укромное место и спит.

 Если не игнорировать возникшие трудности  у своего леворукого ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

 

свернуть