Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
"Средняя школа № 15 г.Лиды"
Работа по формированию орфографических навыков у учащихся начинается еще в первом классе. Важно заранее показать учащимся неоднозначное соответствие между звучащим словом и его написанием. Система работы представлена следующими основными направлениями:
I Упражнения, способствующие формированию и развитию орфографической зоркости:
Прекрасным приемом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание.
Применяя на уроке списывание как один из методов обучения орфографической грамотности, могу отметить, что это не только воспитывает у учащихся усидчивость и внимательность, но и формирует навыки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
Для отработки умения ставить ударение использую игры: «Удивись», «Позови слово», «Ударение меняет смысл».
Знакомство со словами, в которых написание расходится с произношением, используются игры на определение ударного и безударного звуков – определение «опасного места» в словах. Например: игра «Один - много» (птица – птицы, стол - столы); игра «Большой – маленький» (гриб – грибок, дом – домик).
Орфографическое проговаривание – это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены в сильных позициях. Задания по поиску орфограмм в предложении, тексте можно обыграть: «Начинаем охоту за ошибками», «Зажечь фонарики».
Неоценимую пользу в развитии орфографической зоркости учащихся приносят «орфографические разминки», которые включаю в каждое занятие.
Алгоритм проведения «орфографических разминок»
1.Прочитать текст.
2.Найти в каждом слове «опасные места».
3.Объяснить их написание.
4.Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
6.Списать.
Какографические упражнения предусматривают исправление учащимися умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Примером такого упражнения может служить игра «Корректор».
II Упражнения, способствующие выработке грамотного письма:
Способ письма с проговариванием зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому учащийся должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает.
Обязательное выделение орфограмм в тексте становится фундаментом для развития орфографической зоркости.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.
Письмо с пропуском орфограмм. Наиболее действенным и одновременно наиболее сложным из упражнений, формирующих орфографическую зоркость, является письмо с пропусками всех орфограмм (т. е. всех слабых позиций гласных и согласных, или, как его называют учащиеся, письмо «с окошками», «с дырками»). Чтобы правильно записать слово, учащемуся нужно определить вид орфограммы и вспомнить правило написания.
Для формирования грамотного письма очень важно, чтобы учащиеся воспринимали на слух «ошибкоопасное» место. Комментированное письмо и разные виды диктантов способствуют этому. Я хочу предложить вниманию интересный вид зрительно-слуховых диктантов, которые состоят из слов, наиболее часто встречающихся в письменной речи учащихся. Их цель - научить детей грамотно писать творческие работы, диктанты. Слова даются блоками на различные орфограммы одновременно. Задача ученика - увидеть эту орфограмму, объяснить её, а только потом записать слово по памяти. Эти диктанты постепенно накапливаются у каждого ребёнка. Собраны они тематическими группами: «Весна», «Осень», «Зимние забавы» и т.д., и включают наиболее трудные орфограммы в программе для учащихся.
Звуко-буквенный анализ слов. Детям очень нравится расшифровывать слова, предложения, написанные транскрипцией, и самим записывать слова при помощи транскрипции.
Выполнение работы над ошибками. Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению.
Составление самими учащимися опорных таблиц и памяток, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.
III Упражнения, способствующие развитию навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки, самокоррекции:
Орфографическое проговаривание. При самостоятельной записи слов учащимися стараюсь направлять их внимание на проговаривание, а затем на прочитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Показ нужной орфограммы на сигнальных карточках. Детям этот вид работы очень нравится. Здесь присутствует, с одной стороны, игровой момент, а с другой – выполнение серьёзного задания. Ценность этого упражнения в том, что сразу виден результат выполнения как учителю, так и самим учащимся.
Поиск орфограмм в тексте позволяет развивать орфографическую зоркость.
Игра «корректор» помогает самостоятельно проверить результат работы; видеть пробелы своих знаний и корректировать свои действия.
Взаимоконтроль при работе в парах.
IV Упражнения, способствующие повышению у учащихся интереса к изучению русского языка:
Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается детьми лучше, прочнее тогда, когда он подаётся не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности.
Перечень упражнений и заданий можно продолжить. Важнее всего - умение правильно использовать их в своей работе и всегда надо помнить о том, что интерес к русскому языку воспитывается у учащихся в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать, задания.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае ребенок не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на развитие мелкой моторики.
Что делать для развития мелкой моторики пальцев рук?
Пальчиковая гимнастика на каждый день:
«Колечки» - соединять в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний… правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе под счет.
«Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки последовательно сменяют друг друга правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе под счет.
«Кулак-ладонь» - левую руку сложить в кулак пальцами к себе, правую руку прямой ладонью в горизонтальном положении приложить к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение рук под счет «раз».
«Крючочки-цепочки» - мизинцы сцепить друг с другом(«крючочки»),колечки из большого и указательного пальцев сцепить друг с другом( «цепочки»).Чередовать положения рук под счет.
«1,2,3,4,5» - сгибать и разгибать поочередно каждый палец от большого к мизинцу правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе под счет.
«Поднималки» - поочередно поднимать пальцы со стола от большого к мизинцу правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе под счет.
«Пианино» - постучать каждым пальцем правой руки, левой руки, двумя руками вместе по столу по 1 разу…по 2 раза…по 3 раза…
«Веер» - растопыривать и соединять пальцы правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе под счет.
«Щелчки» - щелкать пальцами правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе под счет.
«Змейка» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе, двигать пальцами по очереди.
«Узелки» - дотрагиваться кончиком указательного пальца правой руки до кончика большого пальца левой руки и наоборот.