РУС БЕЛ ENG

апрель 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Трофимовой Н.В. «Как правильно отрабатывать слова сложной слоговой структуры?»

Работа со словами сложной слоговой структуры осуществляется по нескольким направлениям:

  • Развитие чувства ритма

Подготовительные задания на развитие чувства ритма:

1. Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2 — 2 — 3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - ребенок видит руки ). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами).

2. Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» - правой рукой, «2» - левой рукой, «3» - одновременно двумя руками).

3. Игры на развитие чувства ритма:                                                                                   

«Оркестр». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность его повторения другими детьми.

«Робот». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар). Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный - ладошкой; предлог с гласной - ладошкой, предлог без гласной - ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.

«Печатная машинка». Ведущий задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» - удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» - удар правой ладонью, на счет «три» - удар левой ладонью и т.д. Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа.                   

  • Отработка правильного произношения слогов сложной слоговой структуры

Предлагается повторять четко много раз слоговые цепочки:

Та-кта…та-тка….та-атка….та-апта…тка-тко-тку-ткы….вска-вско-вску-вскы…. атка-отко-утку-уткы…птка-птку-пткы…

 

  • Отработка правильного произношения слов сложной слоговой структуры

Предлагается повторять четко много раз слова:

А-аквариум, аквалангист, архитектор

И-инструменты, иллюминатор

Э-экскурсия, экскаватор, электроприборы, энциклопедия

П-перекресток, пропеллер, проспект, прививка, парикмахер, перепорхнуть

Б-бульдозер, балерина, бутерброд, библиотекарь

Т- табуретка, термометр, температура, транспорт, трамвай, троллейбус

Д-дирижер, диктант, детство, дровосек, дрессировщик, демонстрация

К- калькулятор, космонавт, кинотеатр , кораблекрушение, калейдоскоп

Г- гирлянда, головоломка, громкоговоритель, газонокосилка

В- верблюд ,вертолет, велосипедист, водопровод, водоросли, вентилятор

Ф- фотографировать, физкультура, факультатив, фейерверк

С-сковорода, скворечник, скороговорка, соковыжималка, сороконожка

Ш-шлагбаум, шоссе, шасси, штраф, шифр

Ж-жезл, жаворонок, железнодорожник, жидкость, жребий

Ч-часовщик, чернильница, чистоговорка

Ц-циферблат, цилиндр

Р- регулировщик, разведчик, рефрежератор

М- мармелад, милиционер, микроволновка ,макулатура

  • Отработка правильного произношения фраз, насыщенных сложными словами

Предлагается повторять четко много раз фразы:

У вертолета круглый пропеллер.                                 Рыбки в аквариуме. (2 раза)

Варвара на тротуаре.                                                  Перекресток на проспекте.

У корабля круглый иллюминатор.                                Верблюды в вольере.    

В оркестре дирижер.                                                   Балерина Лариса.

Бутерброд в микроволновке.                                       Парикмахер в парикмахерской.

Фотограф фотографирует фотоаппаратом.                   Аквалангист с аквалангом.

Милиционер-регулировщик регулирует транспорт.       Экскурсовод проводит экскурсию.

Сыворотка из-под простокваши.                                   На перекрестке проспекта трамвай и троллейбус.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Подбор игр и упражнений по исправлению дисграфии у детей»

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к учителю - дефектологу. Такие проблемы нельзя пускать на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

 Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для учащихся: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

 

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

 

Игра для развития воображения учащихся .

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

 Игра-упражнение №3.

Игра морской бой

Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Игра “Пожарный Крокодил”.

Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с более простого варианта. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За одного битого двух небитых дают.
  2. Слезами горю не поможешь.
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить.
  5. Один в поле не воин.
  6. Клин клином вышибают.
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт.
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит.
  13. Глаза боятся, а руки делают.
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения в учреждении, выявляемым при комплексном обследовании, а возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

свернуть