РУС БЕЛ ENG

май 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Трофимовой Н.В. «Развиваем и совершенствуем связную устную речь»

Связную речь  характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  •  Составление рассказов по наблюдае­мым действиям. 
  •  Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.
  •  Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.
  •  Составление рассказов по одной сю­жетной картине
  •  Составление рассказов по памяти
  •  Составление рассказов по символам.
  •  Составление рассказов по схемам.
  •  Составление рассказов по натураль­ным предметам.
  •  Составление рассказов по предмет­ным картинкам.
  •  Составление рассказов по задан­ным словам.

Ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Не забудьте поощрять улыбкой и  похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу.

 Составление рассказов по наблюдае­мым действиям

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

Взрослый с помощью различных игрушек  разыграет маленькие сказки. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо. Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам

ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последова­тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине

Прослушать тексты. Глядя на картины, ответить на вопросы. Связно пересказать  историю.

ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под дере­вом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

Где сидели улитки? Почему они испугались оленя ?Как они спрятались от оленя? Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему? Куда исчез олень? Почему улитки не видели, как олень ушёл? Что сказала одна улитка? Что ответила вторая? Олень на самом деле испугался улиток? Что смешного в этом рассказе?

 Составление рассказов по одной сю­жетной картине

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы . Составить связные, подробные, рассказы.

 СЮРПРИЗ

Откуда идут мальчики? Что у них за плечами? Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок? Какая погода на улице? Что случится с мороженым в тёплом месте?

Приятный ли сюрприз получился?

 

Составление рассказов по памяти

Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

 

 

 

 

Составление рассказов по символам

Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки. Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-сим­волы. По ним повторить рассказы целиком.

ДАША-ДОКТОР

Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но де­душка почему-то пошёл к настоящему доктору.

Составление рассказа по схемам

Вместе рассмотреть б—8 предметов  одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

 

 

Составление рассказов по натураль­ным предметам

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать. Придумать и пересказать их разговор, если: игрушки жалуются друг другу на своего хозяина, игрушки обсуждают своё путешествие по квартире, игрушки хотят вернуться в магазин, игрушки очень довольны своим хозяином.

Составление рассказов по предмет­ным картинкам

Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забав­ную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого запи­сать твоё произведение

Составление рассказов по задан­ным словам

Объяснить, что положительного и что отрицательного в  явлениях:

Рубка леса

Снегопад

Путешествие

Просмотр телевизионных передач

Солнечный загар

Долгий сон  

Ремонт в квартире

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

Как Дениска испугался своего отражения

Как Лена первый раз пришла в детский сад

Как Миша капризничал в магазине игрушек

Как Серёжа спас котёнка

Как Наташа помогла соседке

Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Взаимодействие с законными представителями учащихся с ОПФР в системе работы учителя – дефектолога»

Важной особенностью современного этапа развития образования в республике Беларусь является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.

«Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениями. Происходит как количественный рост детей, имеющих отклонения в развитии, так и качественный рост компонентов дефекта. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи. Является очевидным, что для полноценной работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей.

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы   учителю-дефектологу необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.  

Занятия в   текущем учебном году ПКПП СШ №15 посещает 86 учащихся с ОПФР.

У некоторых из них не сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Они повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в развитии побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

      Участие родителей в развитии и воспитании ребенка поможет им:

  • увидеть мир с позиции ребенка;
  • относится к ребенку как к равному;
  • понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

  Задачи, которые ставит учитель-дефектолог, работая с родителями в течение учебного года:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной  взаимоподдержки;
  • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  • помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
  • воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.  

Индивидуальная программа работы учителя-дефектолога с ребенком  строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его возможностей. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в ПКПП, правильном распределении нагрузки и преемственностью в работе учителя-дефектолога и родителей.

Учитель-дефектолог в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы и формы работы: групповые собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, открытые занятия с детьми, приглашение родителей на занятия, совместные мероприятия.  

Одним из видов совместной работы учителя-дефектолога и родителя с ребенком является индивидуальная тетрадь. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Учитель-дефектолог предлагает задания на развитие основных психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление, речь. А так же на развитие мелкой моторики рук, фонетических представлений. Задания подбираются для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возможностей. Задания учителя-дефектолога не требуют специальной подготовки и не отнимают много времени у родителей. Работая по данным заданиям, родители видят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испытывает трудности.  

Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции.

Огромное значение в коррекционном обучении имеет слаженная, грамотная, работа учителя-дефектолога и родителей. Успехи ребенка во многом будут зависеть от того, насколько активно принимали участие в этом родители.

С целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса мною была разработана и апробирована модель взаимодействия педагога и семьи – это тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и родителей. 

Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;
  • практические занятия для родителей;
  • индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребёнком.

Рассмотрим каждую из них подробно.

  1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Лист вопросов учителю-дефектологу от родителей: родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде:

Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.

Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно. так и с другими формами.

Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.

Бюллетени (объявления, просьба, информация)

  1. Лекционно-просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

К лекционно-просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Большую практическую значимость имеет стенд для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация.

Классные и общешкольные родительские собрания.

  • Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
  • решение организационных вопросов;
  • информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Можно проводить в режиме онлайн, используя Скайп.

Использование стенда для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ. Информация для знакомства родителей с вопросами дефектологии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,

Элементом лекционно-просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Использование сайта школы (страничка «Советы учителя-дефектолога»),

Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.

Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.

  1. Из наглядно-информационных форм работы учитель - дефектолог используются следующие:
  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты,
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • информационные стенды и уголки. Размещать наглядную информацию, которая необходима на данный момент в помощь родителям;
  • записи на диктофон бесед с детьми;
  • выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе , праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;
  1. Практические занятия для родителей
  • Семинары-практикумы (выступлений, бесед, ролевых игр и др.) Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии
  • Родительский клуб - особая форма взаимодействия между участниками. Создание единого образовательного пространства, оптимизация сотрудничества педагогов с родителями.  Главная цель - заинтересовать родителей. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д.
  • Круглые столы. Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других.
  • Мастер-классы. Проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т.д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

(Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. ) Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Подготовка и проведение родительских бесед и «круглых столов» должно происходить с участием всех специалистов. Такие мероприятия очень важны во всём коррекционно-развивающем процессе.

  1. Индивидуальные и групповые занятия с родителями.

Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОПФР и способах коррекции

Во время занятий учитель-дефектолог использует личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом дефектологу необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать». Индивидуальная и групповая работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

  • демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком на коррекционно-развивающих занятиях, для дальнейшей коррекции ребенка в домашних условиях;
  • посещение семьи (индивидуальная работа с ребенком и родителями, обучение на дому).
  • конспектирование родителями занятий, проводимых учителем - дефектологом; выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
  • чтение родителями литературы, рекомендованной специалистом;
  • реализация творческих замыслов родителей в работе с ребёнком.

Таким образом, данная система работы учителя – дефектолога с родителями позволяет:

  • оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
  • привлечь к коррекционно-воспитательной работе всю семью ребенка;
  • информировать родителей о проведенных занятиях, предлагать задания для закрепления изученного материала;
  • разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-развивающая работа ОУ, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
  • повысить педагогическую культуру родителей. повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми.
свернуть