Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
"Средняя школа № 15 г.Лиды"
Связную речь характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.
Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:
Ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Не забудьте поощрять улыбкой и похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:
Мы покупаем щенка
Прогулка в парк
Мы в зоопарке
Поход в театр
Взрослый с помощью различных игрушек разыграет маленькие сказки. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
ДРАЧУНЫ
В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо. Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы можно решить по-доброму, по-хорошему
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам
ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ
Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине
Прослушать тексты. Глядя на картины, ответить на вопросы. Связно пересказать историю.
ДВЕ УЛИТКИ
Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под деревом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»
Где сидели улитки? Почему они испугались оленя ?Как они спрятались от оленя? Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему? Куда исчез олень? Почему улитки не видели, как олень ушёл? Что сказала одна улитка? Что ответила вторая? Олень на самом деле испугался улиток? Что смешного в этом рассказе?
Составление рассказов по одной сюжетной картине
Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы . Составить связные, подробные, рассказы.
СЮРПРИЗ
Откуда идут мальчики? Что у них за плечами? Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок? Какая погода на улице? Что случится с мороженым в тёплом месте?
Приятный ли сюрприз получился?
Составление рассказов по памяти
Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.
Составление рассказов по символам
Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки. Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-символы. По ним повторить рассказы целиком.
ДАША-ДОКТОР
Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но дедушка почему-то пошёл к настоящему доктору.
Составление рассказа по схемам
Вместе рассмотреть б—8 предметов одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!
Составление рассказов по натуральным предметам
Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать. Придумать и пересказать их разговор, если: игрушки жалуются друг другу на своего хозяина, игрушки обсуждают своё путешествие по квартире, игрушки хотят вернуться в магазин, игрушки очень довольны своим хозяином.
Составление рассказов по предметным картинкам
Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забавную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение
Составление рассказов по заданным словам
Объяснить, что положительного и что отрицательного в явлениях:
Рубка леса
Снегопад
Путешествие
Просмотр телевизионных передач
Солнечный загар
Долгий сон
Ремонт в квартире
Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:
Как Дениска испугался своего отражения
Как Лена первый раз пришла в детский сад
Как Миша капризничал в магазине игрушек
Как Серёжа спас котёнка
Как Наташа помогла соседке
Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу
Важной особенностью современного этапа развития образования в республике Беларусь является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.
«Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениями. Происходит как количественный рост детей, имеющих отклонения в развитии, так и качественный рост компонентов дефекта. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи. Является очевидным, что для полноценной работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей.
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы учителю-дефектологу необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Занятия в текущем учебном году ПКПП СШ №15 посещает 86 учащихся с ОПФР.
У некоторых из них не сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Они повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в развитии побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Участие родителей в развитии и воспитании ребенка поможет им:
Задачи, которые ставит учитель-дефектолог, работая с родителями в течение учебного года:
Индивидуальная программа работы учителя-дефектолога с ребенком строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его возможностей. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в ПКПП, правильном распределении нагрузки и преемственностью в работе учителя-дефектолога и родителей.
Учитель-дефектолог в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы и формы работы: групповые собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, открытые занятия с детьми, приглашение родителей на занятия, совместные мероприятия.
Одним из видов совместной работы учителя-дефектолога и родителя с ребенком является индивидуальная тетрадь. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Учитель-дефектолог предлагает задания на развитие основных психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление, речь. А так же на развитие мелкой моторики рук, фонетических представлений. Задания подбираются для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возможностей. Задания учителя-дефектолога не требуют специальной подготовки и не отнимают много времени у родителей. Работая по данным заданиям, родители видят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испытывает трудности.
Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции.
Огромное значение в коррекционном обучении имеет слаженная, грамотная, работа учителя-дефектолога и родителей. Успехи ребенка во многом будут зависеть от того, насколько активно принимали участие в этом родители.
С целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса мною была разработана и апробирована модель взаимодействия педагога и семьи – это тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и родителей.
Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:
Рассмотрим каждую из них подробно.
Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
Лист вопросов учителю-дефектологу от родителей: родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде:
Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.
Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно. так и с другими формами.
Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.
Бюллетени (объявления, просьба, информация)
К лекционно-просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Большую практическую значимость имеет стенд для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация.
Классные и общешкольные родительские собрания.
Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
Участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Можно проводить в режиме онлайн, используя Скайп.
Использование стенда для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ. Информация для знакомства родителей с вопросами дефектологии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,
Элементом лекционно-просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
Использование сайта школы (страничка «Советы учителя-дефектолога»),
Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.
Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.
(Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. ) Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Подготовка и проведение родительских бесед и «круглых столов» должно происходить с участием всех специалистов. Такие мероприятия очень важны во всём коррекционно-развивающем процессе.
Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОПФР и способах коррекции
Во время занятий учитель-дефектолог использует личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом дефектологу необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать». Индивидуальная и групповая работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
Таким образом, данная система работы учителя – дефектолога с родителями позволяет: