РУС БЕЛ ENG

Советы специалистов

Как лучше подготовиться к сдаче экзаменов (рекомендации учащимся)

Как вести себя во время экзаменов

Одежда должна быть спокойных тонов.

Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите. 

 


Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: 

— сядь удобно, 

— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

— задержка дыхания (2–3 секунды).

8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д. 

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. 

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 

11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. 

13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.                                    


Поведение во время ответа

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. 

Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом. 
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!


Подготовка к экзамену

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи учебники, тетради, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

2. Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. 3. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен.

4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыва. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

5. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.

6. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

7. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.


Психологические приёмы для снятия напряжения

1. Рационализация предстоящего события, т.е. его многократное, детальное осмысление для создания ощущения привычности. Дело в том, что негативные эмоции возникают, прежде всего, там, где высока степень неопределенности процесса и исхода значимого для человека события. Метод рационализации как раз и уменьшает эту неопределенность.

2. Метод имитационных игр. Смысл подобных игр состоит в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий. Это своеобразные репетиции перед спектаклем. Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе.

3. Метод избирательного позитивного вспоминания заключается в анализе прошлых событий собственной жизни, которые закончились удачей. Необходимо детально вспомнить наибольшее число таких ситуаций во время подготовки к экзаменам – и психика заполнится положительным опытом.

4. Метод «Позитивные установки». Если вы поймали себя на том, что вами овладевает тревога, что в голову лезут панические мысли о предстоящем провале, немедленно скажите себе: «Стоп!» Это слово должно быть произнесено резко, желательно вслух. После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох – медленный выдох, глубокий вдох – медленный выдох. И так несколько раз. Далее следите за тем, чтобы заменять свои негативные мысли на позитивные.


Тактика ответа

Сдача экзамена предполагает не только знание предмета, но и умение его преподнести. Тактика ответов на экзамене – дело индивидуальное. Психологи  выделили несколько типов ответов:

1. "Кавалерийская атака" предполагает быстрый поток информации, который по интенсивности должен все время нарастать. Высокой скоростью ответа, минимальными паузами человек демонстрирует не только безграничность своих знаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора. В идеале отвечающего должны остановить и поставить заслуженное "отлично".

2. "Свободный  полет". Отвечающий садиться перед экзаменатором, откладывает листок с ответом в сторону и, не заглядывая в него, начинает ответ. Как правило, это производит хорошее впечатление. Данный тип ответа можно использовать при очень хорошем знании предмета.

3. "Доклад" – это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз  с листка, просто зачитывает свои записи. По мнению многих преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что сдающий свободно не владеет материалом.

4. "Эффектная концовка". Если не удалось завязать диалог с экзаменатором и добиться того, чтобы он сам остановил поток вашей речи и поставил "отлично", ответ придется заканчивать самостоятельно. Удачная цитата и глубокие выводы – вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.


Что делать, если...

  • ...вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать всё, что когда-либо слышал по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и ты, возможно, вспомнишь что-нибудь из пройденного в классе.
  • ...вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменатору, а говори хоть что-нибудь, типа: "Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще..." Хотя, конечно же, лучше играть по правилам.
  • ...на полуслове ты забыл, о чём надо говорить. Прежде всего, не "теряй голову". Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль.
  • ...тебя не слушают. Не воспринимай это на свой счёт, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил.
  • ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого, ни в коем случае не показывай обиду. Самое эффективное – сохрани чувство собственного достоинства и с достоинством держись.
  • ...тебе поставили отметку ниже той, на которую ты рассчитывал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экзаменов воспользуйся правом на апелляцию.
свернуть

Рекомендации старшеклассникам

1. Придерживайтесь основного правила: «не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экза­менам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный матери­ал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утрен­ние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, по­немногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день под­готовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного по­занимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время за­нятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходи­мо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также прак­тиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смыс­ловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необхо­димо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, пред­ставив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество за­поминания значительно улучшаются за счет боль­шей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к луч­шему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью ум­ственная работа. Вообще говоря, любая аналити­ческая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка ма­териала, нахождение парадоксальных формулиро­вок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам осо­бенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте ре­жим). Не забывайте о прогулках и спортивных раз­влечениях, делайте перерывы, активно отвлекай­тесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

свернуть
поделиться в: