РУС БЕЛ ENG

Консультации учителя-дефектолога П.С.Ярмантович

Особенности обучения и воспитания ребёнка с ОПФР (сентябрь 2024 г.)

Семья, в которой есть ребенок с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) - это особый объект внимания специалистов и педагогов, которые могут оказать специализированную помощь родителям.

Особенно трудно воспитание ребенка, имеющего нарушения в развитии. Помимо обычных повседневных забот, такие дети требуют особого внимания и ответственности родителей по уходу за ребенком.

Дети с нарушениями в развитии часто развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи со стороны государства, учреждений образования, социальной защиты и прежде всего в психологической поддержке семьи.

В большинстве случаев родители изолируют своего ребенка от посторонних людей, не понимая, что ребенка надо вводить в окружающий мир, включать в жизнь социума.

Взаимодействие педагога и родителей детей с ОПФР определяется рядом факторов. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что появление в семье ребенка с особенностями психофизического развитая резко меняет образ жизни семьи и порождает необходимость решения множества задач и проблем, отличающихся от обычных трудностей. Для многих родителей, воспитывающих детей с ОПФР, характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда проявляют толерантное отношение и к детям с ОПФР, и к близким им людям.

Пожалуйста, помните, что «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребёнка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребёнка сохранно, что он может. Именно это-основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

Старайтесь предоставлять ребёнку с особенностями возможность пробовать сделать всё самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним –но не вместо него!

«Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребёнок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребёнка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Чтобы оказать действенную по­мощь такому ученику, учителю следу­ет преодолеть ряд сложившихся сте­реотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интег­рированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напря­женными, скованными либо, наобо­рот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуаци­ей или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому перво­степенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вы­звать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопус­тимо усугубление негативных ре­акций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации учителю не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям. С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учи­тель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.

В учебном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку. К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) рассто­яние между учителем и учеником;
  • перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель прини­мает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с зада­нием, правильно ответит.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учи­тель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

-создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;

-целенаправленность и систем­ность педагогической работы;

-ее направленность на результа­тивную подготовку каждого ученика;

-обеспечение на всех этапах уро­ка благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа ре­зультатов деятельности школьников;

-дифференцированный и инди­видуальный подход к учащимся;

-обеспечение максимальной на­глядности педагогического процесса;

-стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;

-широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;

-фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях слабоуспева­ющих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;

-создание для детей ситуаций успеха;

-оказание учащимся необходи­мой помощи разного вида: стимули­рующей, направляющей, обучающей;

-обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспе­чен.

свернуть
поделиться в: