РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

Методы и приёмы по организации познавательной деятельности высокомотивированных учащихся на 1-ой ступени общего среднего образования

Успешность сегодняшнего ученика в будущем во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться в любой жизненной ситуации. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.

Компетентностный подход не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Если совместить задачную формулировку и результат образования, то получится следующее:

  • Запомнить и ответить — это накопление знаний;
  • Подставить значение в готовую формулу — это реализация умений;
  • Узнать из многих учебных задач необходимое — проявление навыков;
  • Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации — это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Компетентностно-ориентированное задание – это

  • деятельностное задание,
  • оно моделирует практическую, жизненную ситуацию,
  • строится на актуальном для учащихся материале.

Компетентностно-ориентированные задания обязательно должны содержать стимул, задачную формулировку, указание на источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмент проверки.

Так происходит рождение учениками личного образовательного продукта.

  • Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)
  • Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)
  • Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)
  • Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

Достоинство компетентностно - ориентированных заданий заключается в том, что они не только формируют ключевые компетенции, но и являются средством оценивания уровня сформированности компетенций у учащихся. В начальной школе для формирования компетенций у учащихся должны быть сформированы следующие умения.
1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и алгоритмам.
3. Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи: «Что за чем и как это делать? Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»
4. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей с планом ее реализации.
5. Владеть способами контроля и оценки деятельности своей и одноклассника.
6. Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и уметь их исправлять.
7. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
8. Наблюдать за объектами окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с ними, устно описывать объект
наблюдения.
9. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для составляемых предметов.
10.Анализировать результаты сравнения.
11.Объединять предметы по общему признаку.
12.Проводить простейшие измерения разными способами, использовать соответствующие инструменты для решения практических задач.
13.Решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Характеристика задания № 1. Математика. 4 класс. «Решение задач на нахождение периметра многоугольника».

Компетентность: самоорганизационная.

Стимул: В нашей школе объявлена акция по благоустройству школьного двора. Участники должны распланировать клумбу с цветами. Прими и ты участие в этой акции.

Задачная формулировка: Каждый класс имеет по 32 метра провода, которым нужно обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы предлагают выбрать из следующих вариантов.

1 задание: Обведи слово «Да» или «Нет» в таблице около каждой формы клумбы в зависимости, от того, хватит или не хватит участникам 32 метра провода, чтобы обозначить её границу.

форма клумбы хватит ли 32 м провода, чтобы обозначить границу клумбы
форма А да/нет
форма В да/нет
форма С да/нет

2 задание: Укажи на чертеже размеры сторон клумб, если известно, что на их разметку ушло 32 метра провода.
3 задание: Придумай свои формы клумб. Запиши размеры сторон. Помни, что
на разметку каждой клумбы отводится только 32 метра провода.

Приступая к выполнению задания, ученик должен:
а) внимательно прочитать задачную формулировку
б) изучить бланк для заполнения.

В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:
1)знание формулы нахождение периметра
2) нахождение периметра многоугольника
3)аргументировать свой выбор.

Характеристика задания № 2. Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости». Компетентность: разрешения проблем.

Стимул: Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 20рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка: Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

Источник информации: справка

Наименование продукта Цена
Горошек 1руб30коп
Картофель 1руб
Лук 1руб50коп
Майонез 1руб20коп
Яйца 2руб
Огурцы 4руб

Бланк для выполнения задания:

Наименование продукта Цена
Количество Стоимость
Горошек      
Картофель      
Лук      
Майонез      
Яйца      
Огурцы      


Общая стоимость: __________________

Похожие задания можно составлять и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные услуги.

Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Характеристика задания № 3. Математика. 4 класс. «Решение задач на движение»

Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблемы.

Стимул: Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Вам нужно во что бы то ни стало остаться на этой работе.

Задачная формулировка: Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Бланк для выполнения задания:
Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.

Для компетентно-ориентированных заданий характерны:
жизненный контекст; прикладной характер; использование внутри- и межпредметных связей; отсутствие указаний на знания, которые необходимо использовать; информация, представленная в разных формах (тексты, иллюстрации, графики, таблицы, схемы, чертежи, карты и т. д.); необходимость высказывать и аргументировать свое мнение; необходимость высказывать и аргументировать свое мнение; личностная заинтересованность/сопричастность/включенность учащихся; задание может иметь несколько решений; решение может носить субъективный характер.

Такие задания сочетают знаниевую, деятельностную и творческую составляющие, формируя тем самым компетентности учащихся.

Готовясь к занятиям с высокомотивированными учащимися, учитель всегда должен помнить о норме нагрузки. Если обучение будет легким, пусть даже информационно-интересным, учащийся (хоть это и странно звучит!) быстро устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составляющие успешных уроков. Следует следить за здоровьем и психологическим состоянием учащегося. Нам учителям надо обязательно помнить, что жесткие реакции, ощущение внешнего давления – все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения одаренных детей.

Способных детей отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими детьми интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке. Развитие способных детей – актуальная задача современной педагогики.

В основе работы со способными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется на разных этапах учебного процесса.

Одаренного школьника не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его быть как все. Желательно усиливать в нем стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Компетентностный подход позволяет высокомотивированным школьниками овладевать знаниями и умениями в комплексе.

Общими принципами построения учебно-познавательного процесса для высокомотивированных учащихся являются следующие:

  • раскрытие индивидуальности учащегося;
  • развитие системного мышления, целостного миропонимания и духовнонравственных основ личности;
  • развитие творческой личности.

Ребенок – это модель безграничности. Нет предела его способностям, если верить в него, помочь ему поверить в себя и проявить к нему внимание. Только тогда имеет смысл вести речь о качестве обучения и воспитания, о счастливом будущем нынешних к учащихся. Ведь главные оценки им поставит сама жизнь.

свернуть
поделиться в: