РУС БЕЛ ENG

октябрь 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП П.П.Щепук "Эффективные приемы преодоления дизартрии у детей школьного возраста"

Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится. В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.

Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Основными симптомами дизартрии выступают:

 

  1. Нарушение артикуляционной моторики:

- спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;

- гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;

  1. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков.

- речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.

- нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.

  1. Нарушение речевого дыхания.

Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

  1. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии Характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

  1. Гимнастика для щек и губ:

- надуть губы и щеки;

- надуть щеки поочередно;

- втянуть щеки (между зубов);

- сымитировать сосательные движения;

- вибрация губами.

  1. Гимнастика для нижней челюсти:

- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;

- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.

  1. Гимнастика для языка:

- облизывание губ;

- упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.

  1. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:

- Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.

- Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).

- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.

- Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).

- Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.

- Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.

- Передвигать косточки на счетах.

- Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.

- Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.

- Лепить из пластилина.

- Собирать мозаику.

- Заниматься конструированием.

Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

- На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно

разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

- Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно

приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить

упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).

- Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.

- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.

Упражнения:

- раскрашивание картинок;

- точное обведение контуров предметов;

- рисование простых предметов по проставленным точкам;

- соединение данных точек линиями разного направления;

- штриховка.

Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Н. В. Трофимовой «Коррекция правильного звукопроизношения»

Развитие артикуляционной моторики - залог скорейшего исправления неправильного произношения звуков.
Советы дефектолога по работе над звукопроизношением и развитием артикуляционной моторики в домашних условиях:

1. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома каждый день!

2. Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

3. Если звук уже поставлен - закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

4. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!

Артикуляционная гимнастика в стихах:
 
«Улыбочка-хоботок»
 «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
 «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
                              Улыбайся народ,
                              Потом губы – вперёд!
                              И так делаем раз шесть.
                              Всё! Хвалю! Начало есть!
 
 
           
                                                                  «Заборчик»
Рот открыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
                              Подъезжает шофёр,
                              Ну, а впереди – забор.
                              Тормозит и назад.
                              И так восемь раз подряд.
 
                                                          
 
 
«Лопаточка»
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                               Язык широкий покажи
                               И лопатку подержи.
 
«Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
                               Маятник туда, сюда
                               Делает вот так: «Раз – два»
 
 
 
                                     
 
«Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
                                А сейчас качели вверх
                                Тянем, тянем до небес.
                                Вниз теперь их полёт
                                И никто не отстаёт.
 
«Змейка»
Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
                                Осторожно народ:
                                Змея в пещере живёт.
                                Кто её не хвалит,
                                Того она ужалит.
 
 
 
«Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.
                                Язычок наш поумнел.
                                Чашку сделать он сумел.
                                Можно чай туда налить.
                                И с конфетами попить.
 
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
                                Губка верхняя в варенье
                                Ах, неаккуратно ел.
                                Вот облизывать придётся,
                                Будто нет  других дел.
   
«Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх
                                       Санки привезли ребятки
                                       Горка есть и – всё в порядке!
 
 
 
 
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
                                     Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
                                     Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
                                     Сделано немало, кисточка устала.
      
 
 
 
 
 
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
                                           Вот лошадка скачет ловко,
                                           У лошадки есть сноровка!
                                           Много, много в цирке лет,
                                           А ребятам всем – привет!
 
 
 
«Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
                                            На тонкой ножке вырос гриб,
                                            Он не мал и не велик.
                                            Присосался язычок!
                                            Несколько секунд – молчок!
 
 
 
 
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
                                 Непослушный язычок
                                 Делает вот так – молчок!
                                 Челюсть нижняя вниз
                                 Это вовсе не каприз.
                                 Гармошку делать продолжаем!
                                 Рот закрываем, открываем.
 
 
«Пароход»
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
                                 Отплывает пароход
                                 Ы-Ы-Ы-Ы
                                 Набирает он свой ход.
                                 Ы-Ы-Ы-Ы
 
 
 
«Болтушка – индюк»
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
                                      По двору индюк ходил                                                      
                                      Хвост, как веер, распустил.
                                      Вот какой красивый я,
                                      Полюбуйтесь на меня!
 
 
«Барабанщики - дятел»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
                                     Дятел, дятел тук-тук-тук.
                                     Ты чего стучишь, мой друг!
                                     -Я не зря во рту стучу
                                      Звукам правильным учу.
 
свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Система коррекционной работы по развитию фонематических процессов у учащихся 1-ых классов»

Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: учителя - дефектолога, учителя класса, учащихся и их родителей, которые участвуют в коррекционно-воспитательном процессе.

Одно из  главных условий успешного усвоения грамоты в школе – сформированность фонематических процессов. Фонематический слух является базой для становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение при формировании процессов письма и чтения.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

1.Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

2.Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

3.Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

4.Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)

5.Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

6.Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

7.Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

8.Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

9.Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

10.Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

11.Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

12.Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

13.Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

14.Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

15.Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

16.Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка

17.Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

18.Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

свернуть
поделиться в: