РУС БЕЛ ENG

Формирование толерантности как нравственной основы личности школьника

Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности - одна их главных задач современности. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, во многом оно зависит от исторического опыта народов. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» имеют сходное значение. Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, т.е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия. Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.

Проблемы, связанные с воспитанностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находятся в центре внимания педагогов, в том числе и задачи формирования толерантного поведения. Причем умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Воспитанники коррекционных школ менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты — обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки.

В связи с этим, одной из задач нашего учреждения является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья толерантности как нравственной основы личности.

Мы должны научить ребенка правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Но всего этого невозможно добиться, если ребенок не уважает себя и людей, живущих с ним рядом. Поэтому формирование толерантности необходимо начинать с формирования межличностных отношений. Основой толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпение необходимо и в общении, и в труде. Терпение предполагает умение владеть собой в различных ситуациях. Воспитание терпения является непременным условием для формирования воли и характера. Для того чтобы успешно создать в группе необходимые условия воспитания толерантности у обучающихся необходимо:

-Стараться прививать своим воспитанникам чувство ответственности за свои слова и поступки. От того, как успешно будут развиваться отношения ребенка со взрослыми, с детьми группы, зависят его взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере взросления;

-Развивать навыки коммуникативной толерантности воспитанников; 

-Учить выражать свои чувства без агрессии и насилия;

-Стараться организовать жизнедеятельность детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;

-Педагогу нужно создать доверительность, открытость во взаимоотношениях с воспитанниками;

-Учить детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;

-Организовывать воспитательные часы, направленной на воспитание толерантности.

На воспитательных часах :

-Знакомим детей с основными документами по защите прав человека (в доступной для их возраста форме); 

-Закладываем духовно-нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка;

-Развиваем уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,

вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков);

-Разъясняем принятые в обществе нормы и правила поведения; 

-Приобщаем ребенка к основам культуры, знакомим с народным наследием; 

-Воспитываем как гражданско-патриотические чувства, так и чувства принадлежности к мировому сообществу, семейные ценности. 

Стремиться в своей работе с детьми к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял себя толерантно и чувствовал себя полноценным свободным человеком.

В группе знакомим детей с национальными праздниками, с традициями своего народа, сказками и играми народов мира, проводим игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

Проводятся занятия, цель которых - познание себя и других людей, формирование умения дружить, находить правильный выход из трудных ситуаций в общении, формирование чувства сопереживания, сочувствия к людям, а также знакомство с правами человека.

По формированию толерантности в начальных классах запланированы следующие беседы:

«Какие мы разные, но хорошие». «Как можно обращаться к людям». «Отработка правил коммуникативного поведения на улице». «Я умею управлять собой». «Добро и зло в человеке». «Можно ли делать зло людям». «Все ли имеют одинаковый характер». «Как вести себя когда необходимая вещь занята». «Какие мы разные но хороши»е. «Моя национальность и другие». «Поступи правильно».

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, изо дня в день, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие замкнутые, третьи проявляют свою агрессию всюду, т.е. у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Таким образом, мы убедились, что формировать толерантность у умственно отсталых школьников необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех занятиях, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям, при проведении режимных моментов, от педагога постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждому занятию, мероприятию.