РУС БЕЛ ENG

март 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Трофимовой Н.В. «Учимся правильному речевому дыханию»

Залогом четного произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное дыхание. Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука.

Рекомендации для проведения дыхательных упражнений:

  • Упражнения проводить в проветренном помещении. 
  • Упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.
  • Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
  • Следить за направлением воздушной струи.
  • Упражнения не длятся дольше 3 минут.
  • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
  • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
  • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
  • Упражнения легче выполняться под счет.
  • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
  • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Игры на развитие силы воздушной струи:

1.Надуть воздушный шарик.

  1. Дуть через трубочку в мыльный раствор

  1. Сдуть бумажку с трубочки

Игры на развитие длительности воздушной струи

1.Вертушка.   Дуть на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится. 

  1. Мыльные пузыри. Дуть на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают. 

  1. Дуть в трубочку:

Систематическая работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука!

 

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Принцип дифференцированного подхода как средство повышения качества оказания коррекционной помощи детям с ОПФР»

Современные концепции  образования, в том числе и специального, исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Педагогам необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Любой класс, группа  состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Поэтому, нужно, чтобы каждый обучающийся работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

Сегодня в условиях учреждений общего среднего образования необходимо создать предпосылки для оптимального развития тех детей, которые испытывают те или иные трудности в обучении. Это актуально  для детей с особенностями психофизического развития, так как они вследствие различных речевых и неречевых нарушений, как правило, имеют стойкую  неуспеваемость по отдельным предметам, ведущую  к развитию  потери учебной мотивации.

Коррекционно-педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, основывается на принципах.

Остановимся на принципе учета индивидуальных и возрастных особенностей. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.

Дифференцированное обучение имеет как положительные так и отрицательные стороны.

Положительные стороны дифференцированного обучения:

  • сильным учащимся можно уделить время;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
  • повышается уровень мотивации у сильных учеников

 Отрицательные стороны дифференцированного обучения:

  • слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
  • понижается уровень мотивации в слабых группах.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:

Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.    

  • Учреждения общего среднего образования  особого типа ориентированы на учащихся, имеющих определённые способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем  обучаемости (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов).
  • Учреждения для детей, имеющих особенности в физическом или интеллектуальном развитии.

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В учреждениях общего среднего образования обычно организуются профильные классы с учетом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении. Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая.  Профильная означает создание профиля обучения, уровневая – учет уровня развития учащихся.

Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы) предполагает организацию работы внутри класса соответственно по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация внутренней дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
  2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
  3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
  4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
  5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока, занятия.
  6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных. заданий.

1. Определение критериев дифференциации

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому-либо критерию. Педагоги обычно выделяют в таких классах  следующие группы: Диагностика Л.Е.Журовой

-группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов и необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.

-группа учащиеся с достаточной подготовленностью к школе, владением основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя  при обобщении изученного.

Следует отметить, что в настоящее время путей реализации дифференцированного подхода к обучению существует немало:

-Индивидуализация обучения и воспитания с учетом половых отличий (гендерные аспекты).

-Индивидуализация  обучения с учетом психофизиологии (правополушарные и левополушарные).

-Индивидуализация обучения с учетом восприятия информации (аудиалы ,визуалы, киностетики).

  1. Проведение диагностики

Можно использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но чаще учитель –дефектолог сам проводит диагностику. Её характер определяется выбранным критерием дифференциации. Наиболее полную картину дают  проверочные работы.

  1. Распределение учащихся по группам

На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням). Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как может возникнуть недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Можно не объявлять обучающимся, кто в какой группе, а раздать  символы, которые соответствуют названиям их групп. Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Некоторые способы дифференциации (по степени самостоятельности) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами самостоятельно выбирают задания.

  1. Определение способов дифференциации.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.

  1. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока, коррекционного занятия

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.    Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.

  1. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе  контроля выполнения заданий проводится анализ  работы учащихся. В соответствии с этим может изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.

Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для обучающихся, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они  достигают  более высокого уровня овладения знаниями.

Остановимся на способах дифференциации содержания учебных заданий и организации деятельности обучающихся:

  • по гендерному принципу
  • по уровню сложности
  • по объёму
  • по степени самостоятельности
  • по уровню творчества
  • по степени и характеру помощи учащимся:

Особое внимание следует уделить созданию на занятии ситуации выбора того или иного задания. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А.Амонашвили. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Так, карточки с  заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива. Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые простые. Во второй конверт помещаются задания посложнее. В третьем конверте - творческие, нестандартные (изображение пиктограмм).   Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации.

свернуть