РУС БЕЛ ENG

Рекомендации педагогам по изучению семьи

Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок, прежде всего, познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то, что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка, определяется тем, что:

  • во-первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, т.к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного возраста;
  • во-вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье, характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях;
  • в-третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности.   

Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются её воспитательные возможности.   Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами:

-негативным отношением к ребенку вследствие семейных неурядиц;

-чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности;

-отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и родителей старшего поколения;

-низкой  педагогической  культурой.

Все основные недостатки семейного воспитания  можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения.

Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Необходимо хорошо изучить каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.  

Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания.

Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов:

  1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями
  2. учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания
  3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями
  4. взаимосвязь разных форм работы с родителями
  5. одновременное влияние на родителей и детей
  6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Для глубокого изучения условий семейного  воспитания, характера родителей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю её характеристику. В данных методических рекомендациях педагогам предлагаются методики изучения социально-бытовых и психолого-педагогических параметров семьи, которые помогут составить наиболее полный ее «портрет».

При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять, какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание в семье детей. Поэтому в самом начале даётся общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями, план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы, однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую пользу, т.к. сами вопросы могут заставить родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

Рекомендуем все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит учитывать достижения, анализировать неудачи, лучше понять каждую семью.