РУС БЕЛ ENG

сентябрь 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП П.П.Щепук "Как помочь ребёнку лучше читать"

Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители:

  • ребенок-школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами;
  • даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он даже «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу, в числе самых нелюбимых предметов;
  • ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо.

Ведущий симптом дислексии на начальном этапе овладения чтением: ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги.

Наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей, или у так называемых «скрытых левшей», когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга.

Эти дети испытывают проблемы в пространственной ориентации, например, право и лево. Они могут читать слова и целые строчки справа налево, при чтении у них преобладают ошибки в виде замены букв или слов.

Нарушения чтения очень часто сопровождаются нарушением письма («дисграфией»), например, происходят замены гласных («часто-чосто») или пропуски гласных («лежит-лжт»).

 ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?

Вспомним проблемы: НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ и НЕ УМЕЕТ ЧИТАТЬ.

Итак, 6 советов, чтобы захотел читать и научился.

1 совет. «ТЫ - способный!»

Научите ребенка верить в себя, внушите ему, что он способный и если захочет, то сможет всего добиться.

Если у ребенка не получается, не показывайте, что вы разочарованы. Найдите что-то положительное и обратите внимание на это.

2 совет. «Научите читать для кого-то»

 Часто ребенок не хочет читать, потому что не понимает зачем это надо, ему просто так читать скучно. Нужно заинтересовать. Есть такой прием - «Чтение для кого-то». Если просто перебери фасоль или гречку, это скучно. А если поиграем в «Золушку» - это совсем другое дело.

3 совет. «Используйте щадящее чтение»

На первых порах тексты должны быть очень маленькими или написанными крупными буквами. Лучше покупать «толстые» книжечки с большим количеством рисунков, но с малым текстом (1-2 предложения под иллюстрацией). Быстрое прочтение такой «толстой» книжки просто вдохновляет ребенка (а вы обращаете на это его внимание.).

 4 совет. «Читайте сами»

Хотите, чтобы ребенок читал постоянно -  служите в этом ему примером - читайте сами. Пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгой, а не только у телевизора. Если ребенок стонет от скуки, а вы ему скажете - Почитай книгу! - а сами редко берёте ее в руки, он, скорее всего, ответит: Не хочу! Мне это неинтересно.

 5 совет. «Читайте почаще ребенку вслух»

Чтобы научиться читать, нужно прежде всего научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать читаемое другими, уметь пересказать, рассказать о прослушанном. Первоначальное обучение чтению обязательно сопровождается слушанием детской книги. Читайте детям больше. 

6 совет. «Постоянно объясняйте значения слов»

Читая, ребенок должен понимать смысл слов, а не видеть набор букв. Иначе он технически будет уметь читать, но будет ненавидеть чтение. Родители могут здесь помочь, если будут постоянно работать над значением слов. Начинать нужно было, когда ребенок еще учился говорить. Не заглушать «почемучек», отвечать на их вопросы. Тогда дети будут стремиться узнать все больше и больше, привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни 1 слова, которое непонятно и будут забрасывать родителей вопросами. Здесь иногда могут быть казусы.

свернуть

Консультация учителя - дефектолога ПКПП В.С.Носович «Сущность и направления коррекционно – развивающей работы учителя - дефектолога»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Остановимся подробнее, что же такое

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача учителя-дефектолога — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на коррекционных занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать коррекционную работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • ещё до поступления ребёнка в школу желательно устранить полиморфное нарушение звукопроизношения;
  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога - психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Советы учителя - дефектолога  родителям

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  • При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
  • Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Помните:

Ребёнок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками, радует учителей и родителей своими успехами.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП Н.В.Трофимовой «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Первоклассник отправляется на своём корабле  в большое и длительное плавание, в страну Знаний. У одних из них этот корабль поплывёт тихо, уверенно, спокойно, а у других будут штормы, встряски, раскачивания…
Особое внимание нужно обратить родителям:
-Если  ребёнок левша или переученный левша.
-Если ребёнок посещал в дошкольном учреждении логопедическую группу.
-Если в семье говорят на двух или более языках.
-Если  ребёнок пришёл слишком рано в школу, и у него не наступила психологическая готовность к школьному обучению. Прислушайтесь к советам специалистов и не отправляйте  рано ребёнка в школу.
-Если у  ребёнка проблемы с памятью и вниманием.
-Если нарушено произношение двух  и более звуков, а также фонематическое восприятие.
Первоклассники, пришедшие в школу, должны уметь:
  • Правильно произносить все звуки родного языка.
  • Различать и называть слова с определённым звуком.
  • Уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Делить слова на слоги.
  • Составлять различные виды предложений, правильно  согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  • Подбирать синонимы и антонимы.
  • Образовывать новые слова разными способами.
  • Пересказывать знакомые сказки и рассказы.
  • Составлять рассказы и сказки по картинке.
  • Ориентироваться в пространстве и во времени.
  • Иметь хорошо развитую моторику рук.
Все эти умения ребёнок 6-7 летнего возраста, посещая дошкольное учреждение, занимаясь дома с родителями, вполне может усвоить. И это является хорошей предпосылкой для успешного освоения  письма и чтения.
Письмо тесно связано  с устной речью, степенью её развития. Чтобы написать слово, ребёнку необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определённым образом буквы; воспроизвести с помощью движений руки букву. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его  выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок правописания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Ребёнок пишет слова так, как он их произносит, т.е.  отражает своё дефектное произношение на письме. Например: рак –лак, стол- штол , щенок –ченок, бублик- пуплик и т.д.
Если ребёнок не распознаёт на слух близкие звуки речи, то он и пишет вместо б-п, д-т, з-с, неправильно обозначает мягкость согласных на письме. Он пишет лубит вместо любит, писмо вместо письмо и т.д.
Если  ребёнок не научился делить предложения на слова, слова на слоги и звуки, то на письме он будет пропускать буквы и даже слоги, переставлять их, не дописывать слова и предложения.
Если ребёнок не умеет ориентироваться в пространстве, т.е. определять где право-лево, верх-низ, то это приведёт к неправильному написанию букв на письме, замене сходных по написанию букв. Вместо белка напишет делка, вместо часы напишет уасы и т. д.
Подобных ошибок можно избежать, если проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Чем и занимаются учителя-дефектологи в пункте коррекционно-педагогической помощи нашей школы,  который находится в 313 кабинете. Ни для кого не секрет, что совместная работа родителей и специалистов приносит более эффективный результат.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в  школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить

речевую готовность ребёнка к школе?

Советы родителям:

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть проблемы с речью, постарайтесь справиться с ними до школы. 
  • Покупайте детские книги, журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит развить у ребёнка речь и логическое мышление.
  • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. И обязательно хвалите за каждый, даже крошечный успех.
  • Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
свернуть
поделиться в: