Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
"Средняя школа № 15 г.Лиды"
Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители:
Ведущий симптом дислексии на начальном этапе овладения чтением: ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги.
Наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей, или у так называемых «скрытых левшей», когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга.
Эти дети испытывают проблемы в пространственной ориентации, например, право и лево. Они могут читать слова и целые строчки справа налево, при чтении у них преобладают ошибки в виде замены букв или слов.
Нарушения чтения очень часто сопровождаются нарушением письма («дисграфией»), например, происходят замены гласных («часто-чосто») или пропуски гласных («лежит-лжт»).
ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
Вспомним проблемы: НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ и НЕ УМЕЕТ ЧИТАТЬ.
Итак, 6 советов, чтобы захотел читать и научился.
1 совет. «ТЫ - способный!»
Научите ребенка верить в себя, внушите ему, что он способный и если захочет, то сможет всего добиться.
Если у ребенка не получается, не показывайте, что вы разочарованы. Найдите что-то положительное и обратите внимание на это.
2 совет. «Научите читать для кого-то»
Часто ребенок не хочет читать, потому что не понимает зачем это надо, ему просто так читать скучно. Нужно заинтересовать. Есть такой прием - «Чтение для кого-то». Если просто перебери фасоль или гречку, это скучно. А если поиграем в «Золушку» - это совсем другое дело.
3 совет. «Используйте щадящее чтение»
На первых порах тексты должны быть очень маленькими или написанными крупными буквами. Лучше покупать «толстые» книжечки с большим количеством рисунков, но с малым текстом (1-2 предложения под иллюстрацией). Быстрое прочтение такой «толстой» книжки просто вдохновляет ребенка (а вы обращаете на это его внимание.).
4 совет. «Читайте сами»
Хотите, чтобы ребенок читал постоянно - служите в этом ему примером - читайте сами. Пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгой, а не только у телевизора. Если ребенок стонет от скуки, а вы ему скажете - Почитай книгу! - а сами редко берёте ее в руки, он, скорее всего, ответит: Не хочу! Мне это неинтересно.
5 совет. «Читайте почаще ребенку вслух»
Чтобы научиться читать, нужно прежде всего научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать читаемое другими, уметь пересказать, рассказать о прослушанном. Первоначальное обучение чтению обязательно сопровождается слушанием детской книги. Читайте детям больше.
6 совет. «Постоянно объясняйте значения слов»
Читая, ребенок должен понимать смысл слов, а не видеть набор букв. Иначе он технически будет уметь читать, но будет ненавидеть чтение. Родители могут здесь помочь, если будут постоянно работать над значением слов. Начинать нужно было, когда ребенок еще учился говорить. Не заглушать «почемучек», отвечать на их вопросы. Тогда дети будут стремиться узнать все больше и больше, привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни 1 слова, которое непонятно и будут забрасывать родителей вопросами. Здесь иногда могут быть казусы.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
Остановимся подробнее, что же такое
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача учителя-дефектолога — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на коррекционных занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать коррекционную работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога - психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Советы учителя - дефектолога родителям
Помните:
Ребёнок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками, радует учителей и родителей своими успехами.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить
речевую готовность ребёнка к школе?
Советы родителям: