Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
"Средняя школа № 15 г.Лиды"
Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова. Готовность к обучению грамоте определяется, в том числе, возможностью осознания ребенком звукового строя языка, переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, т.е. умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа, Мишки – Шишка, кОт – кИт, дОм – дЫм и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия:
Обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Без достаточной сформированности у ребенка основ фонематического восприятия - невозможно становление способности анализировать звуки, мысленно расчленять на составные элементы (фонемы) различные звуковые комплексы, слоги и слова.
В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с нарушениями речи не овладевают грамотным письмом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
П . . . . . . . . . . (простокваша).
Задачи:
Состав аудитории: родители леворуких детей и педагоги 1-2 классов.
В СШ №15 в каждом классе начальной школы находится от 2 до 4 леворуких детей, а в некоторых их даже 5. Состав леворуких детей - неоднороден. Одни из них пишут в прописях так красиво, что учитель демонстрирует их работы в классе, как образец. А другие уже с первых дней обучения в школе начинают сталкиваться с проблемами при формировании навыка письма и чтения.
И сегодня мы поговорим об одной из таких проблем – зеркальное письмо букв и слов. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Учитель-дефектолог на занятиях в ПКПП проводит системную работу в устранении данных проблем у леворуких. Но, вы – родители, также можете оказать действенную помощь своим детям, если будете в домашних условиях в игровой форме проводить следующие игры и упражнения:
Леворуким детям очень полезны занятия декоративным рисованием, которое основано на ряде и чередовании элементов. Желательно, чтобы ребёнок разукрашивал цветными карандашами.
Комплекс упражнений на закрепление образа заглавной письменной буквы Е.
1.Поводи пальцем против часовой стрелки.
Нарисуй завитушку против часовой стрелки.
Какая буква получилась?
Запомни, как пишется заглавная буква Е.
2.Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и различия.
3.Выучи рифмовку про букву. Запомни картинку. Вспоминая стишок и картинку, вспомни, как пишется буква.
И ежата, и енот
Букве Е смотрели в рот:
Ходит только вправо,
Смело, гордо, браво.
4.Вылепи буквы Е из пластилина, повторяя правильность расположения буквы.
5. Найди спрятанные буквы «Е» и «Ё». Обведи их.
6.Зачеркни букву в неправильном положении.
7. Добавь недостающий элемент буквы.
8. Найди букву, написанную за чертой:
Е З Е З З Ё Е Ё З Э С Ё Е Е |
Е |
9. Прочти слоги и слова по строкам слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по диагонали от слова Ева снизу вверх вправо. Придумай слова из данных слогов и запиши.
ЕЖ | ЕХИ | ЕМЕ |
ЕЛЕ | ЕЛО | ЕЖЕ |
ЕВА | ЕЛ | ЕДА |
10. Отгадай загадку. Напиши отгадку с заглавной буквы.
1.Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год?
|
2.Вкус у ягоды хорош, Но сорви её поди-ка: Куст в колючках, будто ёж, Вот и назван ………. .
|
3.Жили – были серый ёж И его ………. .
|
4.Немытое в рот Ни за что не возьмёт. И ты будь таким, Как чистюля… |
11.Составь и запиши имена людей из данных слогов.
Е |
ГОР |
НА |
ЛИ |
СЕЙ |
ЛЕ |
ВА |
ФИМ |
Ежиха, ежатами, с, ёлкой, под, жила.
Кот, у, Еремей, живёт, Егора.
13.Зрительный диктант.
Енотовидная собака
Этого зверька называют так, потому что он похож и на енота, и на собаку. Зимой енотовидная собака прячется в укромное место и спит.
Если не игнорировать возникшие трудности у своего леворукого ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.