РУС БЕЛ ENG

ноябрь 2024

Консультация учителя-дефектолога ПКПП П.П.Щепук "Игры и упражнения по формированию фонематического анализа и синтеза"

Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова. Готовность к обучению грамоте определяется, в том числе, возможностью осознания ребенком звукового строя языка, переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, т.е. умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.    

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа, Мишки – Шишка, кОт – кИт, дОм – дЫм и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия:

Обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).        

Без достаточной сформированности у ребенка основ фонематического восприятия -  невозможно становление способности анализировать звуки, мысленно расчленять на составные элементы (фонемы) различные звуковые комплексы, слоги и слова. 

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с нарушениями речи не овладевают грамотным письмом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
  2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
  6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
  7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
  9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).
  10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
  11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
  12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
  13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

  1. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
  2. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  3. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

свернуть

Консультация учителя-дефектолога ПКПП В.С.Носович «Что делать, если ребёнок пишет буквы зеркально?»

Задачи:

  • обсудить с родителями проблему «зеркального» письма у леворуких детей;
  • показать возможности леворуких детей в учебной деятельности;
  • настроить родителей на сотрудничество со школой, связанных с обучением леворуких детей письму.

Состав аудитории: родители леворуких детей  и педагоги 1-2 классов.

В СШ №15 в каждом классе начальной школы находится от 2 до 4 леворуких детей, а в некоторых их даже 5. Состав леворуких детей - неоднороден. Одни из них пишут в прописях так красиво, что учитель демонстрирует их работы в классе, как образец. А другие уже с первых дней обучения в школе начинают сталкиваться с проблемами при формировании навыка  письма и чтения.

И сегодня мы поговорим об одной из таких проблем – зеркальное письмо букв и слов.  Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Учитель-дефектолог на занятиях в ПКПП проводит системную работу в устранении данных проблем у леворуких. Но, вы – родители, также можете оказать действенную помощь своим детям, если будете в домашних условиях в игровой форме проводить следующие игры и упражнения:

  • Игра «Повтори движение». Взрослый, садясь напротив ребенка, просит показать левое ухо, правый глаз, левую ногу, правый локоть и т. д. В этом задании леворукому ребёнку необходимо зеркально отразить движения взрослого (ведь взрослый сидит напротив).
  • Очень полезны игры на шнурование. Они развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверх», «низ», «справа», «слева».
  • Порисуйте букву вместе с ребенком, выясните, на что она похожа, акцентируя внимание на том, «куда она смотрит».
  • Лепка из пластилина, теста не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
  • Игры с рисованием.

Леворуким детям очень полезны занятия декоративным рисованием, которое основано на ряде и чередовании элементов. Желательно, чтобы ребёнок разукрашивал цветными карандашами.

  • Отгадывание букв (цифр), нежно написанных пальцем мамы на его (её) спине (если с трёх раз ребёнок не отгадает, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне ладони, пусть привыкнет к ощущениям).
  • Предлагаю взять яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу, например манку. Затем попробовать  вместе нарисовать какие-нибудь предметы, а затем  буквы: печатные и прописные, которые пишутся «зеркально».
  • Хорошим подспорьем для родителей леворуких детей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек. (Вниманию родителей предоставляется выставка книг, прописей авторов М.М. Безруких, Т.В. Пятницы, игровые пособия).                                                                                                 

Комплекс упражнений на закрепление образа заглавной письменной буквы Е.

1.Поводи пальцем против часовой стрелки.

Нарисуй завитушку против часовой стрелки.

Какая буква получилась?

Запомни, как пишется  заглавная буква Е.


2.Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и  различия.


3.Выучи рифмовку про букву. Запомни картинку. Вспоминая стишок и картинку, вспомни,  как пишется буква.

И ежата, и енот

Букве Е смотрели в рот:

Ходит только вправо,

Смело, гордо, браво.


4.Вылепи буквы Е из пластилина, повторяя правильность расположения буквы.


5. Найди спрятанные буквы «Е» и «Ё». Обведи их.


6.Зачеркни букву в неправильном положении.


7. Добавь недостающий элемент буквы.


8. Найди букву, написанную за чертой:

Е З Е З З Ё Е Ё З Э С Ё Е Е     

Е

9. Прочти слоги и слова по строкам слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по диагонали от слова Ева снизу вверх вправо. Придумай слова из данных слогов и запиши.

ЕЖ ЕХИ ЕМЕ
ЕЛЕ ЕЛО ЕЖЕ
ЕВА ЕЛ ЕДА

10. Отгадай загадку. Напиши отгадку с заглавной буквы.

1.Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год?

 

2.Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ………. .

 

3.Жили – были серый ёж

И его ………. .

 

4.Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля…

11.Составь и запиши имена людей из данных слогов.

Е

ГОР

НА

ЛИ

СЕЙ

ЛЕ

ВА

ФИМ

  1. Составь предложения из данных слов. Запиши их.

Ежиха, ежатами, с, ёлкой, под, жила.

Кот, у, Еремей, живёт, Егора.

13.Зрительный диктант.

Енотовидная собака

   Этого зверька называют так, потому что он похож и на енота, и на собаку. Зимой енотовидная собака прячется в укромное место и спит.

 Если не игнорировать возникшие трудности  у своего леворукого ребёнка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

 

свернуть
поделиться в: