РУС БЕЛ ENG

Библиотека+медиатека

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке использования библиотечного фонда учебных изданий и об обеспечении его сохранности в учреждениях общего среднего образования Лидского района

I. Общие положения
Настоящее Положение о порядке использования библиотечного фонда учебных изданий и об обеспечении его сохранности в учреждениях общего среднего образования Лидского района (далее - Положение) направлено на обеспечение учета и сохранности библиотечного фонда школьных учебников.
1. Положение разработано на основании Постановления Министерства культуры Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Інструкцыю па ўліку і захаванасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь» № 14 от 02.10.2001г., а также Постановления Министерства образования Республики Беларусь «Аб устанаўленні формаў улікавых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў».
2. Комплектование библиотеки учреждения образования осуществляется учебными изданиями (печатными и электронными), которым в установленном порядке присвоен соответствующий гриф, а также энциклопедической и справочной литературой, необходимой для организации образовательного процесса.
3. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда библиотеки учреждения образования в помещениях с соблюдением санитарных норм, температурного режима, освещения.
4. Учет библиотечного фонда школьных учебников отражает поступление учебников в фонд, выбытие из фонда, величину всего фонда учебников и служит основой для обеспечения сохранности фонда учебников и контроля над наличием и движением учебников.
5. Учет библиотечного фонда школьных учебников фиксируется в следующих документах:

  • книга суммарного учета учебных изданий библиотечного фонда;
  • журнал регистрации учетных карточек учебных изданий библиотечного фонда;
  • учетная карточка учебного издания;
  • журнал выдачи учебных изданий;
  • журнал регистрации документов, принятых взамен поврежденных или потерянных;
  • акт о приеме документов из других библиотек;
  • акт о выявлении испорченных или потерянных документов;
  • акт об исключении документов.

6. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
7. В процессе использования библиотечного фонда необходимо исключить различные виды ущерба:

  • несвоевременный возврат документов читателями (задолженность);
  • повреждение документа (загрязнение, перегибы корешка, страниц, уголков переплета, подчеркивания, следы влаги,
  • вырезание отдельных фрагментов текста, некачественный ремонт);
  • утеря документа.

II. Учебный фонд библиотеки учреждения образования
8. К учебному фонду относятся: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, прописи, практикумы, сборники задач, хрестоматии, атласы, карты, учебные программы, экзаменационные материалы, брошюры.
9. Документы временного хранения отдельных видов изданий по характеру информации на учет не ставятся: брошюры (кроме детской литературы), учебные программы, экзаменационные материалы, карты.
10. Учет библиотечного фонда учебных изданий способствует его сохранности, правильному формированию и целевому использованию. Все операции по учету проводятся работниками библиотеки, стоимостный учет согласуется с бухгалтером.
III. Списание учебных изданий
11. Списание учебных изданий в учреждениях образования осуществляется по согласованию с библиотекарем государственного учреждения «Лидский районный учебно-методический кабинет» на основании акта об исключении документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования:

  • при окончании сроков использования учебных изданий (на основании Пераліку вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў фондах бібліятэк устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, который ежегодно утверждается Министерством образования в соответствии с п.14 Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 3 от 06.01.2012 г.;
  • при передаче учебных изданий в иное учреждение образования (на постоянное пользование);
  • при утере учебных изданий;
  • при дефектности (издательский брак);
  • при передаче учащимся 1-х классов.

Отдельный акт составляется по каждой из вышеперечисленных причин.
IV. Обязанности участников образовательного процесса
12. Руководство школы:

  • обеспечивает условия для хранения фонда учебных изданий учреждения образования;
  • организует работу по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников;
  • координирует деятельность всех участников образовательного процесса для реализации данного Положения;
  • направляет деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся бережного отношения к учебникам;
    предусматривает меры по совершенствованию этой работы при планировании образовательного процесса на следующий учебный год;
  • обеспечивает систематический контроль выполнения;
  • совместно с педагогическим коллективом осуществляет систематический контроль использования учебников в течение всего учебного года.

13. Работники библиотеки:

  • выполняют пункты данного Положения;
  • организуют работу с фондом учебных изданий, его формирование, обработку и систематизированное хранение, выдачу и прием учебников;
  • ведут учет поступившей учебной литературы и списание (по установленной для школьных библиотек форме), обеспечивают правильное хранение и несут материальную ответственность за сохранность библиотечного фонда учебников;
  • оказывают помощь педагогическому коллективу школы по формированию бережного отношения к учебникам в процессе
    внеурочной деятельности;
  • проводят мероприятия с целью воспитания бережного отношения к учебнику;
  • в целях контроля за сохранностью учебников проводят рейды по классам 1 раз в четверть в соответствии с планом работы библиотеки;
  • принимают в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного по вине учащихся;
  • осуществляют ежегодный анализ работы по учёту фонда учебных изданий и его сохранности с отчётом на педагогическом совете.

14. Учителя I ступени общего среднего образования, классные руководители 5-11 классов:

  • выдают учебники учащимся;
  • осуществляют работу с учащимися и их законными представителями по воспитанию бережного отношения к учебным изданиям;
  • следят за тем, чтобы после окончания учебного года все учебники были своевременно отремонтированы и подготовлены к сдаче;
  • несут персональную ответственность за сдачу учебников согласно графику приема и сдачи, утвержденному руководителем учреждения общего среднего образования;

15. Учитель-предметник по соответствующему предмету систематически проверяет состояние учебников и сообщает классному руководителю и законным представителям об отношении учащихся к учебникам.
16. Законные представители учащихся:

  • создают условия для хранения учебников дома в специально отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влаги;
  • контролируют процесс работы учащегося с учебной книгой;
  • оказывают помощь в устранении повреждений учебника (ремонт);
  • возмещают ущерб в связи с утерей или порчей учебного издания.

17. Органы ученического самоуправления (члены Читательского парламента, актива или совета библиотеки):

  • участвуют в рейдах по сохранности учебников 1 раз в четверть;
  • оказывают помощь библиотечным работникам в проведении мероприятий по бережному отношению к учебным изданиям;
  • проводят консультации для учащихся по мелкому ремонту учебников.

V. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников
18. Учащиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие страниц, склеивание страниц, повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета). Запрещается делать в учебнике пометки карандашом, ручкой, а также использовать корректор.
19. В течение срока пользования учебник должен быть обернут в прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений. Запрещается использовать самоклеящуюся плёнкуобложку (учебник не может быть оклеен).
20. Рекомендуется сделать закладку из тонкой бумаги или ткани, но не вклеивать ее в учебник. Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: тетради, авторучки, карандаши, ластики, линейки.
21. При получении учебника учащийся должен внимательно его осмотреть, по возможности устранить мелкие недочеты. Если учебник не подлежит ремонту, обратиться в библиотеку в течение первых двух недель сентября для замены учебника или отметке о недочетах. В конце учебного года претензии о недочетах не принимаются, а вина возлагается на учащегося.
22. Учащийся при получении и после осмотра учебника должен ручкой заполнить его паспорт. В конце учебного года претензии при потере неподписанного учебника не принимаются.
23. Ремонт учебника производится только клеем ПВА. Бумага для ремонта страниц без текста должна быть нелинованной, белой, тонкой; для разорванных страниц с текстом использовать тонкую, полупрозрачную бумагу, для ремонта переплета – цветную бумагу в тон. Запрещается для ремонта использовать ламинированную пленку, в том числе, скотч, изоленту, малярный скотч, лейкопластырь.
24. Данные критерии требований к сохранности фонда школьных учебников едины ко всем участникам образовательного процесса.
25. При сдаче учебников учитывается год издания:

  • 1 год использования – учебник должен быть сдан в идеальном состоянии;
  • 2-3 года использования – в хорошем состоянии;
  • 4 года и более – в удовлетворительном состоянии.

26. При сдаче в библиотеку учебники принимаются только от классного руководителя.
27. Учебные издания, возвращенные для повторного ремонта, принимаются разово и в полном объеме от классных руководителей в дополнительный день графика сдачи и приема учебников.
28. В случае утери или порчи учебного издания законные представители учащихся или сами учащиеся обязаны заменить его признанным библиотекарем равнозначным видом учебного издания (не старше двух лет со времени издания) либо изданием энциклопедической, справочной или художественной литературы (не более трёх лет со времени издания).
29. При переходе в другое учреждение образования учащиеся возвращают учебную литературу в библиотеку, а в новом учреждении образования при зачислении обеспечивается выдача учебников в соответствии с классом обучения.
30. Выдача учебников учащимся производится после сдачи всего комплекта учебников за предыдущий учебный год.
31. Учащиеся, поступающие в учреждения среднего специального, профессионально-технического, высшего образования, на время подготовки и сдачи вступительных экзаменов могут воспользоваться учебниками, выданными на формуляр классного руководителя с его согласия.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ об информационно-библиотечном центре

Общие положения

1. Библиотека СШ №15 является структурным подразделением школы, призванным содействовать процессу обучения и воспитания учащихся, повышению квалификации работников школы, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения.

2. Школьная библиотека в своей деятельности руководствуется:

2.1. Уставом школы;

2.2. Законодательными и нормативными   правовыми актами Республики Беларусь в области организации библиотечного дела;

2.3. Другими нормативно-методическими и руководящими материалами по организации библиотечного дела; 

2.4. Приказами и распоряжениями руководителя учреждения общего среднего образования;

2.5. Коллективным договором;

2.6. Правилами внутреннего трудового распорядка;

2.7. Настоящим Положением.

3. Основными показателями оценки деятельности библиотеки является решение поставленных перед библиотекой задач  и выполнение возложенных на неё функций.

4. Ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением  на библиотеку задач и функций в соответствии с действующим законодательством, полноту и правильность использования предоставленных прав  несёт заведующий библиотекой

5. Школьная библиотека осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом школы.

6. Степень ответственности работников библиотеки устанавливается должностными инструкциями.

Основные задачи

7. Основными задачами библиотеки являются:

7.1. Организация своевременного и качественного обслуживания библиотекой учащихся и сотрудников учреждения общего среднего образования путем оперативного и качественного информационо-6иблиографического обслуживания читателей;

7.2. Воспитание у учащихся информационной культуры: привитие навыков умелого пользования книгой, библиотекой, другими источниками информации;

7.3. Содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей;

7.4. Содействие повышению методического и педагогического мастерства педагогических работников школы;

7.5. Содействие самообразованию учащихся и педагогических работников школы, обеспечение информацией их социальных, культурных потребностей;

7.6. Пропаганда книг;

7.7. Обеспечение сохранности библиотечного фонда.

Функции

8. В соответствии с основными задачами на библиотеку возлагаются следующие функции:

8.1. Разработка планов работы библиотеки в соответствии с планами работы школы;

8.2. Создание справочно-информационного фонда, его справочно-поискового аппарата;

8.3. Обеспечение систематического пополнения фонда библиотеки и обеспечение его сохранности;

8.4. Выявление и изучение потребностей и запросов читателей библиотеки с целью оказания им помощи в подборе литературы и необходимой информации;

8.5. Выдача литературы по абонементу и в читальный зал;

8.6. Обмен информацией по используемым тематическим направлениям, сбор, систематизация, изучение и обобщение информационных материалов;

8.7. Участие в проведении школьных и внешкольных   совещаний, семинаров и других мероприятий по вопросам выполняемой работы;

8.8. Организация учёта и подготовка установленной отчётности о работе библиотеки.

8.9. Принятие мер по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами.

Права

9. Библиотека имеет право:

9.1. Действовать от имени учреждения общего среднего образования во взаимоотношениях с другими  организациями по специальным вопросам, относящимся к компетенции библиотеки;

9.2. Проводить  совещания, заседания по вопросам, относящимся к компетенции библиотеки;

9.3. Участие в общем  планировании учреждения общего среднего образования;

9.4. Требовать своевременной  сдачи литературы и других  информационных материалов;

9.5. Оказывать методические и консультационные услуги по вопросам,  относящимся к компетенции библиотеки.

10. Заведующий имеет право:

10.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения  общего среднего образования по вопросам,  относящимся к компетенции библиотеки;

10.2. Вносить на рассмотрение руководства учреждения  общего среднего образования предложения по совершенствованию деятельности библиотеки, учреждения  общего среднего образования в целом в пределах своей компетенции;

10.3. Разрабатывать и утверждать в установленном порядке необходимые организационно-распорядительные документы библиотеки, относящиеся к ее компетенции и в пределах своей компетенции;

10.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;

10.5. Обеспечивать чистоту и благоустройство закреплённых за библиотекой помещений;

10.6. Требовать от учреждения общего среднего образования оказания содействия в исполнении своих обязанностей и прав.

Взаимоотношения. Связи

11. Заведующий библиотекой в установленном порядке выполняет возложенные на него обязанности как непосредственно, так и во взаимодействии с соответствующими руководителями и специалистами по вопросам выполняемой работы.

свернуть

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

1. Общие положения

1.1. Правила пользования школьной библиотекой Государственного учреждения образования «Средняя школа №15 г. Лиды» разработаны на основании Типовых правил пользования библиотеками в Республике Беларусь, утвержденных Министерством культуры Республики Беларусь 15 ноября 1996 г., и Типовых правил пользования школьной библиотекой в Республике Беларусь, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь 27 декабря 1999 г., в соответствии с Положением о библиотеке общеобразовательной школы Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства образования Республики Беларусь 27.12.1999 и Положением о школьной библиотеке Государственного учреждения образования «Средняя школа №15 г. Лиды».

1.2. Правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя.

2. Права читателей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

2.2. Читатели имеют право:

2.3. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, информационных ресурсах, порядке доступа к документам.

2.4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации.

2.5. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки.

2.6. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки.

2.7. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.8. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.9. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.10. Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

3. Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно в начале учебного года;

3.3. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.4. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.5. На дом документы выдаются читателям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти. Срок пользования документами может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.6. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.7. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее документов, срок пользования которыми истек.

3.8. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, а также книги, полученные по МБА, на дом не выдаются.

3.9. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в читальном зале, не ограничивается.

3.10. Порядок работы с компьютером, расположенным в школьной библиотеке:

  • работа с компьютером участников образовательного процесса производится в рабочее время библиотеки и в присутствии сотрудника библиотеки;
  • пользователь имеет право работать с электронным носителем информации после предварительного тестирования его библиотекарем;
  • поиск информации в Интернете осуществляется только в помощь учебному процессу, по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
  • разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
  • работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.

4. Ответственность и обязанности читателей

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

  • соблюдать Правила пользования школьной библиотекой;
  • бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
  • поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
  • соблюдать в библиотеке тишину;
  • пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
  • возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
  • не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;
  • убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при их обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки (который обязан сделать на них соответствующие пометки). Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
  • расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение составляют учащиеся 1—4 классов);

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.

4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности и права библиотеки по обслуживанию читателей

Библиотека обязана:

5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов.

5.3. Формировать фонды в соответствии с утвержденным перечнем учебников и учебных пособий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;

5.4. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.5. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.6. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.7. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.8. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.9. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.10. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.

Библиотека имеет право:

5.11. Определять в соответствии с данными Правилами виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.

свернуть

Перечень учебно-методической литературы

№ п/п Автор, название, кому предназначено

Язык изд.

Изд-во Год изд.
І СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вводный курс
1.

Тиринова О.И. Введение в школьную жизнь. 1 класс.

Дидактический материал. Учебное наглядное пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2017
2. Тиринова О.И. Введение в школьную жизнь в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2016
Белорусский язык
3.

Свірыдзенка В.І. Беларуская мова ў 3 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2018
4.

Свірыдзенка В.І. Беларуская мова ў 4 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2020
5.

Антановіч Н.М. Навучанне арфаграфіі ў пачатковых класах.

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2016
Русский язык
6. Тиринова О.И.Обучение грамоте. 1 класс. Дидактический материал. Учебное наглядное пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
рус.
НИО 2018
7.

Тиринова О.И.  Обучение письму в 1 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения

рус.
НИО 2017
8.

Антипова М.Б. и др.Русский язык в 3 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2019
9. Грабчикова Е.С. Методика работы по развитию речи во 2- 4 классах.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
рус.
ВЦ БДУ 2010
Литературное чтение
10.

Тиринова О.И. Обучение чтению в 1 классе, ч. 1

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения

рус.
НИО 2017
11.

Тиринова О.И. Обучение чтению в 1 классе, ч. 2

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения

рус.
НИО 2017
12.

Жуковіч М.В. Літаратурнае чытанне ў 3 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2019
13.

Жуковіч М.В. Літаратурнае чытанне ў 4 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2020
14. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Литературное чтение во 2 классе . Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
рус.
НИО 2012
15.

Воропаева В.С. и др.Литературное чтение в 3 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2019
16.

Буторына І.А. Літаратурнае чытанне ў 2-4 класах

Вучэбны наглядны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

(у камплект уваходзяць: плакаты і дапаможнік для настаўніка)

бел.
Пачатковая
школа
2013
Иностранный язык
17. Лапицкая Л.М. и др.Английский язык в 3 классе

(с электронным приложением) Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

англ./рус.

Вышэйшая

школа

2016
18. Лапицкая Л.М. и др. Английский язык в 4 классе

(с электронным приложением) Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус./англ.

Вышэйшая

школа

2012
Человек и мир
19. Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Учебный предмет «Человек и мир» в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2017
20. Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Человек и мир. 1 класс. Книга для чтения. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2017
21.

Довнар Л.А. Человек и мир в 1-3 классах

Учебное наглядное пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в комплект входят: плакаты и пособие для учителя)

рус.

Пачатковая

школа

2013
22. Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Человек и мир. 2 класс. Книга для чтения. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2017
23. Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Человек и мир. 3 класс. Книга для чтения. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2018
24. Паноў С.В., Тарасаў С.В. Вучэбны прадмет “Чалавек і свет. Мая Радзіма — Беларусь” у 4 класе Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
ВЦ БДУ 2019
Изобразительное искусство
25. Шкуратова М.А., Лукашевич Ю.А.Изобразительное искусство в 3 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2015
26. Шкуратова М.А., Новикова Ю.А. Изобразительное искусство в 4 классе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
рус.

Вышэйшая

школа

2010
Музыка
27.

Ковалив В.В. и др.Музыка в 1 классе (с электронным приложением). Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.

Пачатковая

школа

2017
28. Ковалив В.В., Горбунова М.Б. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус./бел.
Адукацыя і выхаванне 2012
29.

Гуляева Е.Г., Гуляев В.И. Музыка в 3 классе

(с электронным приложением) Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.

Пачатковая

школа

2018
30. Гуляева Е.Г. и др. Музыка. 3 класс. Нотная хрестоматия. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус./бел.
Адукацыя і выхаванне 2013
31. Гуляева Е.Г., Гуляев В.И. Музыка в 4 классе (с электронным приложением). Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
Адукацыя і выхаванне 2020
32. Гуляева Е.Г. и др.Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус./бел.
Адукацыя і выхаванне 2013
Трудовое обучение
33. Юрченко Н.А., Журба А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
Адукацыя і выхаванне 2018
34. Журба А.Ф., Юрченко Н.А. Трудовое обучение в 3 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
Адукацыя і выхаванне 2013
35. Журба А.Ф., Юрченко Н.А. Трудовое обучение в 4 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2015
II и III СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Белорусский язык
36.

Мартынкевіч С.В. Развіццё камунікатыўнай кампетэнцыі школьнікаў пры вывучэнні беларускай мовы (5-6 класы)

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў агульнаадукацыйных устаноў з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
ВЦ БДУ 2010
37.

Валочка Г.М., Язерская С.А. Беларуская мова ў 7 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў агульнаадукацыйных устаноў з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2011
38.

Язерская С.Я. Беларуская мова ў 8 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2011
39. Валочка Г.М. і інш.Беларуская мова ў 10 класе . Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
НІА 2011
40.

Валочка Г.М. і інш.Беларуская мова ў 11 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2011
41. Зелянко В.У. Навучанне беларускай мове: лінгвакультуралагічны падыход. 10-11 класы . Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
НІА 2011
Белорусская литература
42.

Лявонава П.І. і інш.Беларуская літаратура ў 8 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2012
43.

Шамякіна Т.І., Праскаловіч В.У. Беларуская  літаратура ў 9 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
НІА 2012
44. Беларуская літаратура ў 11 класе ./пад рэд. З.П. Мельнікавай, Г.М. Ішчанка. Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
НІА 2011
45. Верціхоўская М.І. Вывучэнне беларускай  літаратуры ў 10 – 11 класах. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
Адукацыя і выхаванне 2012
46. Верціхоўская М.І.Вывучэнне сучаснай беларускай драматургіі, 11 клас. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
Адукацыя і выхаванне 2015
Русская литература
47.

Мушинская Т.Ф. и др. Русская литература в 5 классе

Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2010
48.

Мушинская Т.Ф. и др. Русская литература в 6 классе

Учебно-методическое пособие для учителей общеобразователных учреждений с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2010
49. Захарова С.Н. Русская литература в 7 классе . Учебно-методическое пособие для учителей учреждений  общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2019
50.

Мушинская Т.Ф. и др. Русская  литература в 8 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2011
51.

Царёва О.И. и др. Русская литература в 9 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2011
52.

Захарова  С.Н. и др. Русская литература в 10 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений  общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2011
53. Говзич И.Н. и др. Русская литература в 11 классе . /под ред. Н.И. Мищенчука, Т.Ф. Мушинской Учебно-методическое пособие для учителей учреждений  общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2011
Иностранные языки
54. Лапицкая Л.М. и др. Английский язык в 5 классе. (с электронным приложением). Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус./англ.

Вышэйшая

школа

2013
55. Демченко Н.В., Бушуева Э.В., Севрюкова Т.Ю. Английский язык в 5 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (повышенный уровень)
рус./англ.
Адукацыя і выхаванне 2019
56. Юхнель Н.В. и др. Английский язык в 6 классе (с электронным приложением). Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус./англ.

Вышэйшая

школа

2017
57.

Юхнель Н.В., Демченко Н.В., Бушуева Э.В., Наумова Е.Г.

Английский язык в 7 классе . Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус./англ.

Вышэйшая

школа

2018
58.

Лапицкая Л.М. и др.Английский язык в 8 классе

(с электронным приложением). Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус./англ.

Вышэйшая

школа

2013
59.

Лапицкая Л.М., Севрюкова Т.Ю., Демченко Н.В. Английский язык в 9 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус./англ.

Вышэйшая

школа

2018
60.

Бушуева Э.В., Юхнель Н.В.Английский язык в 10 классе

(с электронным приложением).Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус./англ.

Вышэйшая

школа

2015
61.

Бушуева Э.В. и др. Английский язык в 11 классе

(с электронным приложением).Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус./англ.

Вышэйшая

школа

2015
Математика
62. Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д. Текстовые задачи по математике в 6 классе. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2017
Информатика
63. Миняйлова Е.Л. и др. Информатика в 8 классе .Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
Адукацыя і выхаванне 2011
64.

Заборовский Г.А., Пупцев А.Е. Информатика в 9 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
Адукацыя і выхаванне 2011
65.

Заборовский Г.А., Лапко О.Н. Информатика в 10 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
Адукацыя і выхаванне 2013
66.

Заборовский Г.А., Лапко О.Н. Информатика в 11 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.

Народная

асвета

2012
История
67.

Забельникова О.В., Кудрявцева С.А. История Древнего мира в 5 классе /под ред. В.С. Кошелева. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус. ИЦ БГУ 2015
67

Корзюк А.А. Изучение вопросов культуры и религии на уроках истории Древнего мира в 5 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус. ИЦ БГУ 2016
69.

История Средних веков в 6 классе / В.А. Федосик [и др.]

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
Адукацыя і выхаванне 2011
70. Корзюк А.А. Изучение вопросов культуры на уроках истории Средних веков в 6 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
ИЦ БГУ 2017
71. Цемушаў С.М. Гісторыя Беларусі ў 6 класе .Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў агульнаадукацыйных устаноў з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
Адукацыя і выхаванне 2011
72. Цемушаў С.М. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. Хрэстаматыя. 6 клас. Дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.

Народная

асвета

2012
73. Кудраўцава С.А. Вывучэнне пытанняў культуры на ўроках гісторыі Беларусі ў 6 класе. вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
ВЦ БДУ 2017
74. Корзюк А.А.Изучение вопросов культуры на уроках истории Нового времени в 7 классе. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
ИЦ БГУ 2018
75. Корзюк А.А. Гісторыя Беларусі ў 7 класе. Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел.
ВЦ БДУ 2018
76. Кудрявцева С.А., Давидовская Г.Э. История Нового времени в 7 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
ИЦ БГУ 2018
77. Корзюк А.А. Изучение вопросов культуры на уроках истории Нового времени в 8 классе. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
ИЦ БГУ 2019
78. Кошелев В.С., Байдакова Н.В., Кудрявцева С.А. История Нового времени в 9 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.

Народная

асвета

2014
79.

Гавриловец Л.В. и др. История Новейшего времени в 11 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
ИЦ БГУ 2014
80.

Паноў С.В. і інш. Гісторыя Беларусі ў 9 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.

Народная

асвета

2012
81.

Гінчук В.В.Гісторыя Беларусі ў 10 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
ИЦ БГУ 2014
82.

Паноў С.В.Гісторыя Беларусі ў 11 класе

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
ВЦ БДУ 2015
83. Корзюк А.А. Выкарыстанне гістарычных крыніц на ўроках гісторыі і грамадазнаўства. Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання
бел./рус.
ВЦ БДУ 2016
84.

Палейка А.А. Выкарыстанне медыятэкстаў у навучанні гісторыі

і грамадазнаўству. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання

бел.
ВЦ БДУ 2018
85. Коваленя А.А. и др. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)/ под ред. А.А. Ковалени Пособие для  учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
ИЦ БГУ 2020
Обществоведение
86.

Гинчук В.В.  Обществоведение в 11 классе  Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.

Народная

асвета

2012
География
87.

Кольмакова Е.Г., Пикулик В.В. География в 6 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2018
88.

Брилевский М.Н. и др. География Беларуси в 9 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус. ИЦ БГУ 2020
89.

Витченко А.Н. и др. География в 11 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус. Адукацыя і выхаванне 2017
Химия
90.

Шиманович И.Е. и др.Химия в 7 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.

Народная

асвета

2018
91.

Шиманович И.Е. и др.Химия в 10 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.

Народная

асвета

2014
92.

Шарапа Е.И. и др. Химия в 11 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.

Народная

асвета

2014
Трудовое обучение
93.

Гузов В.В. Уроки технического труда в 5 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2011
94. Шарапова В.Е., Сысоева И.А. Трудовое обучение. Обслуживающий труд в 5 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
рус.
НИО 2012
95.

Яворская Л.М., Шульга Н.И. Трудовое обучение. Обслуживающий труд в 6 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2012
96.

Гузов В.В.Трудовое обучение. Технический труд в 6 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2013
97.

Гузов В.В. Трудовое обучение. Технический труд в 7 классе

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2013
98.

Гузов В.В. и др.Трудовое обучение. Технический труд в 8 классе

/под ред. Гузова В.В.Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования  с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2016
99.

Столярова С.И., Юрченко Н.А.  Уроки обслуживающего труда в 8 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2011
100.

Столярова С.И., Юрченко Н.А. Уроки обслуживающего труда в 9 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

рус.
НИО 2012

 

свернуть

Перечень учебно-методической литературы факультативных занятий

Название. Класс. Предмет Авторы
Начальная школа
1. Русский язык. 2 класс. Тайны звуков и букв (пособие для учителей + программа) М.Б.Антипова
Русский язык. 2 класс. Тайны звуков и букв. Рабочая тетрадь (пособие для учащихся)
2. Математика. 3-4 классы. Путешествие в страну Занимательной математики (пособие для учителей + программа) Т.Н.Канашевич
Белорусский язык
3. Грані слова: ад гука да сказа, 5 клас (ВМК) 2010 Л.М.Гамеза
4. Сакрэты словазмянення i формаўтварэння, 6 клас (ВМК) 2010 С.М.Якуба
5. Гэты няпросты просты сказ, 8 клас (ВМК) 2010

І.М.Саматыя,

В.С. Палтаржыцкая

6. Вывучаем беларускі правапіс, 5-9 класы (ВМК) 2010

Г.М.Валочка,

В.У.Зелянко

7. Практыкум па арфаграфіі i пунктуацыі беларускай мовы, 10-11 класы (ВМК) 2010 Г.М.Валочка i інш.
Белорусская литература
8. “Браму скарбаў сваiх адчыняю...”, 5 клас (дапаможнік для настаўнікаў+праграма) Л.К.Цітова
“Браму скарбаў сваiх адчыняю.”, 5 клас (дапаможнік для вучняў)
9. “Слова - радасць, слова - чары.”, 6 клас (дапаможнік для настаўнікаў+праграма) Л.К.Цітова
“Слова - радасць, слова - чары.”, 6 клас (дапаможнік для вучняў)
10. Таямніца паэзіі i загадка прозы, 7 клас (дапаможнік для настаўнікаў+праграма)

Т.У.Логiнава,

Т.І.Мароз

Таямніца паэіі i загадка прозы, 7 клас (дапаможнік для вучняў)
11. Незвычайнае літаратуразнаўства: вывучэнне твора ў яго родавай i жанравай спецыфіцы, 8 клас (дапаможнік для настаўнікаў+праграма)

 

В.Г.Русілка

Незвычайнае літаратуразнаўства: вывучэнне твора ў яго родавай i жанравай спецыфіцы, 8 клас (дапаможнік для вучняў)
12. Шукаем шэдэўры!.. (Вопыты лiтаратурных даследаванняў), 11 клас (дапаможнік для настаўнікаў+праграма)

І.Л.Шаўлякова-

Барзенка

 

Шукаем шэдэўры!.. (Вопыты літаратурных даследаванняў), 11 клас (дапаможнік для вучняў)
Русский язык
13. Кладовая слов русского языка, 5 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Л.А.Худенко
Кладовая слов русского языка, 5 класс (пособие для учащихся) 2010
14. Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов, 6 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Т.А.Дикун
15. Поэтические гимны морфологии, 7 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Р.С.Сидоренко
Поэтические гимны морфологии, 7 класс (пособие для учащихся)
16. От значения к написанию, 8 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Т.В.Игнатович
17. Секреты синтаксиса и пунктуации, 9 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Е.Е.Долбик
18. Функциональная стилистика русского языка, 10 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 И.М.Саникович
19. Культура речи, 10 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 В.Ф.Русецкий
20. Современная риторика: основы речевого общения, 11 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Л.А.Мурина
Современная риторика: основы речевого общения, 11 класс (пособие для учащихся)
Английский язык
21. Практикум по чтению, 5-6 классы (пособие для учителей+ программа) Л.М.Лапицкая и др.
22. Культура речевого общения, 7-8 классы (пособие для учителей+ программа)

Т.П.Леонтьева,

И.В.Чепик

23. Лексико-грамматический практикум, 10-11 классы (пособие для учителей+ программа) Е.Б.Карневская и др.
Математика
24. Математика, 5-6 классы (пособие для учителей + программа)

С.А.Гуцанович,

Н.В.Костюкович

Математика. 5 класс. Тропинками математики (пособие для учащихся)
25. Математика. 5 класс. Путешествие в страну Занимательной математики (пособие для учителей + программа) Т.Н.Канашевич
26. Математика. 9 класс. Угадай и докажи (пособие для учителей + программа) Т.О.Пучковская
27. Математика. 9 класс. Угадай и докажи. Рабочая тетрадь (пособие для учащихся) Т.О.Пучковская
28. Алгебра учит рассуждать, 7 класс (пособие для учащихся)

К.О.Ананченко,

Л.Г.Королева

29. Алгебра учит рассуждать, 8 класс (пособие для учащихся)

К.О.Ананченко,

И.А.Корнеева

30. Алгебра учит рассуждать, 9 класс (пособие для учащихся)

К.О.Ананченко,

А.И.Караневская

31. Алгебра учит рассуждать, 10 класс (пособие для учащихся)

К.О.Ананченко,

В.Н.Криштапович

32. Алгебра учит рассуждать, 11 класс (пособие для учащихся)

К.О.Ананченко,

Т.Т.Талькова

Информатика
33. Информатика в задачах, 8-9 классы (пособие для учителей+ программа) А.И.Лапо и др.
34. Информатика в задачах, 8-9 классы (пособие для учащихся) А.И.Лапо и др.
35. Мультимедиа в современной жизни, 11 класс (пособие для учителей+ программа)

А.Е.Пупцев,

А.А.Козинский

36. Мультимедиа в современной жизни, 11 класс (пособие для учащихся), 2010,2014

А.Е.Пупцев,

А.А.Козинский

Всемирная история
37. Этот загадочный Древний мир, 5 класс (пособие для учителей+ программа) 2010

В.С.Кошелев,

М.А.Краснова

38. На пороге Нового времени, XIV-XV вв., 7 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 В.М.Воронович
39. Всемирная история Новейшего времени, XVI - XVIII вв.: страны и люди, 8 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 С.Л.Луговцова
Всемирная история Новейшего времени, XVI - XVIII вв.: страны и люди, 8 класс (пособие для учащихся) 2010
40. Всемирная история Нового времени, ХТХ - начало ХХ в.: становление индустриальной цивилизации, 9 класс (пособие для учителей+ программа) 2010

В.С.Кошелев,

М.А.Краснова

41. Всемирная история Новейшего времени, 1918-1945 гг.: проблемы войны и мира, 10 класс (пособие для учащихся) 2010

Г.А.Космач,

В.С.Кошелев,

М.А.Краснова

42. Новейшее время: проблемы и перспективы (1945 г. - начало ХХ1 в.), 11 класс (пособие для учителей+ программа) 2010

Г.А.Космач,

А.И.Филимонов

История Беларуси
43. Беларускія землі ў складзе ВКЛ (сярэдзіна ХШ-сярэдзіна XVI стст.), 7 клас (дапаможнік для настаўнікаў+ праграма) 2010 В.А.Варонш
44. Беларускія землі  ў складзе Рэчы Паспалітай, 8 клас (дапаможнік для настаўнікаў+ праграма) С.А.Кудраўцава
Беларускія землі ў складзе Рэчы Паспалітай, 8 клас (дапаможнік для вучняў) 2010
45. Беларускія землі ў складзе Расійскай Імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства i нацыі (канец XVIII - пачатак ХХ ст.), 9 клас (дапаможнік для настаўнікаў+ праграма) 2010

А.А.Карзюк,

С.В.Паноў

46. Беларускія землі ў складзе Расійскай Імперыі: фарміраванне індустрыяльнага грамадства i нацыі (канец XVIII - пачатак ХХ ст.), 9 клас (дапаможнік для вучняў) 2010

А.А.Карзюк,

С.В.Паноў

География
47. География. 6-7 классы. Путешествия по географической карте (УМК 2012) О.В.Кадатская и др.
48. География материков и стран. 9 класс. Евразия - материк контрастов (УМК)

Н.В.Науменко,

Н.Л.Стреха

49. География Беларуси. 10 класс. Земля белорусская (УМК) П.С.Лопух
50. Общая география. 11 класс. География и современность (УМК)

П.С.Лопух,

Ю.А.Гледко

Биология
51. Мир культурных растений, 7 класс (пособие для учителей+ программа) Е.В.Борщевская
Мир культурных растений, 7 класс (пособие для учащихся)
52. Занимательный мир животных, 8 класс (пособие для учителей+ программа) В.В.Гричик, М.Ю. Немчинов
Занимательный мир животных, 8 класс (пособие для учащихся)
53. Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека, 9 класс (пособие для учителей+ программа) О.Н. Рогожников
Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека, 9 класс (пособие для учащихся)
Химия
54. Удивительный мир неорганической химии, 10 класс (пособие для  учителей+ программа)

Т.А.Колевич,

Вад.Э.Матулис,

Вит.Э.Матулис

Удивительный мир неорганической химии, 10 класс (пособие для учащихся)
55. Удивительный мир органической химии, 11 класс (пособие для учителей+ программа) 2010

Ф.Ф.Лахвич,

О.М.Травникова

Удивительный мир органической химии, 11 класс (пособие для учащихся) 2010
Изобразительное искусство
56. Композиция, 2 класс (пособие для учителей+ программа)2010 Е.В.Ткач
57. Традиционные художественные техники, 4 класс (пособие для учителей+ программа) И.Г.Волкова
Традиционные художественные техники, 4 класс (пособие для учащихся) 2011
Трудовое обучение. Черчение
58. Художественная обработка металлов: Просечка по металлу. Чеканка по металлу, 7-9 классы ‘Плетение из соломки. Плетение из ивового прута, 7-8 классы (пособие для учителей+ программа)

В.В.Гузов

В.А.Коноплич

59. Волшебный мир кулинарии, 5-6 классы (пособие для учителей+ программа) Л.М.Яворская
60. Занимательное графическое моделирование на компьютере, 9 класс (пособие для учителей+ программа)

Л.С.Шабека,

Ю.П.Беженарь

Физическая культура и здоровье
61. Аэробика, 5-11 классы (пособие для учителей+ программа) 2010 Садовникова В.В.
Аэробика, 5-11 классы (пособие для учащихся) 2010
62. Играем в футбол, 5-11 классы (пособие для учителей+ программа) 2010 В.С.Овчаров
Играем в футбол, 5-11 классы (пособие для учащихся) 2010
63. Туризм, 8-11 классы (пособие для учителей+ программа) 2010 С.С.Митрахович
Туризм, 8-11 классы (пособие для учащихся) 2010
ОБЖ
64. Безопасность в жизни и в быту, 5 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Т.В.Загвоздкина
Безопасность в жизни и в быту, 5 класс (пособие для учащихся) 2010
65. Безопасный велосипед, 6-8 классы (пособие для учителей+ программа) 2010 С.Б.Фатин
Безопасный велосипед, 6-8 классы (пособие для учащихся) 2010
66. Личная и коллективная безопасность в школе и микрорайоне, 7 класс (пособие для учителей+ программа) 2010 Н.Н.Яковлева
Личная и коллективная безопасность в школе и микрорайоне, 7 класс (пособие для учащихся) 2010
67. Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении, 9 класс (пособие для учителей+ программа) 2010

Т.В.Загвоздкина,

Н.Н.Яковлева

Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении, 9 класс (пособие для учащихся) 2010
68. Радиационная безопасность, 9 класс (пособие для учителей+ программа) 2010

М.К.Мишкевич,

Е.А.Шахов

свернуть

Перечень контрольно-измерительных материалов 2022/2023 учебный год

 Перечень пособий серии «Контрольно-измерительные материалы» (КИМы)

для различных видов и форм контроля результатов учебной деятельности учащихся

к 2022/2023 учебному году

по состоянию на 10.07.2022

№ п/п Название учебного издания Авторы Год издания
Начальная школа
1.

Русский язык. Обучение грамоте: Тематический контроль. Контрольное списывание. Проверка навыка чтения.

1 класс (с рус. яз. обучения)

О.И.Тиринова 2013
2.

Математика. Контрольные и самостоятельные работы.

1 класс (с рус. яз. обучения)

Т.Н.Канашевич 2017, 2019
3.

Математика. Контрольные и самостоятельные работы.

2 класс (с рус. яз. обучения)

Т.Н.Канашевич

2017,

2018

Беларуская мова
4. Беларуская мова. Навучальныя і кантрольныя дыктанты. 5-9 класы Г.М. Валочка і інш.

2015,2016,

2018, 2019, 2021

5.

Беларуская мова. Навучальныя і кантрольныя пераказы. 5-9 класы

Г.М. Валочка і інш. 2016
6. Беларуская мова. Тэставыя работы. 8-11 класы

Г.М. Валочка

В.У. Зелянко

2013
7. Беларуская мова. Навучальныя і кантрольныя дыктанты і пераказы. 10-11 класы Г.М. Валочка і інш. 2014
Беларуская літаратура
8.

Беларуская літаратура. Зборнік творчых заданняў для тэматычнага кантролю. 5-9 класы

І.М. Гоўзіч і інш. 2012
9. Беларуская літаратура. Зборнік творчых заданняў для тэматычнага кантролю. 10-11 класы    М.У. Грынько і інш. 2012
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
10. Английский язык. Дидактические материалы. 5-9 классы Л.М.Лапицкая и др. 2016
Математика
11.

Математика. Контрольные и самостоятельные работы.

5-9 классы

Т.А. Адамович и др. 2014
Физика
12.

Физика. Контрольные и самостоятельные работы.

6-9 классы

Л.А. Исаченкова и др. 2016
13. Физика. Контрольные и самостоятельные работы. 10-11 классы В.В Жилко и др. 2015
Астрономия
14.

Астрономия. Контрольные и самостоятельные работы.

11 класс

И.В. Галузо и др. 2013
Химия
15. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. 7-11 классы под ред. проф. Е.Я.Аршанского 2016
Всемирная история. История Беларуси
16.

Гісторыя Беларусі. Рознаўзроўневыя заданні.

6-9 класы (для использования в 6-8 классах)

С.В.Паноў 2012
17.

История Древнего мира. Тестовые и разноуровневые задания. V класс

А.О. Волынец,

О.В. Забельникова

2012
18.

История Средних веков, V-XIII вв. Тестовые и разноуровневые задания. VI класс

А.О. Волынец,

О.В. Забельникова

2012
19.

История Средних веков, XIV-XV вв. Тестовые и разноуровневые задания. VII класс

 (для использования в VI классе)

В.М. Воронович

2012
20.

Всемирная история Нового времени, XVI-XVIII вв. Тестовые и разноуровневые задания. VIII класс

(для использования в VII классе)

В.М. Воронович

2012
21.

Всемирная история Нового времени, XIX- начало XX в. Тестовые и разноуровневые задания. IX класс

(для использования в VIII классе)

А.И. Филимонов, Е.М. Авласцова

2012
География
22. Человек и мир. География. Сборник проверочных заданий. 5-9 классы Н.Н.Ганущенко и др. 2013
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
23. Изобразительное искусство. Тестовые задания. 1-4 классы Е.В.Ткач  
24. Изобразительное искусство. Художественно-творческие задания. 1 класс Е.В.Ткач  
25. Изобразительное искусство. Художественно-творческие задания. 2 класс Е.В.Ткач  
26.

Изобразительное искусство.

Художественно-творческие задания. 3 класс

Е.В.Ткач  
27.

Изобразительное искусство.

Художественно-творческие задания. 4 класс

Е.В.Ткач  
Музыка
28. Музыка. Художественно-творческие задания. 2-4 классы М.Б.Горбунова  
29. Музыка. Тестовые задания. 1-4 классы М.Б.Горбунова  
Физическая культура и здоровье
30. Физическая культура и здоровье. Контроль за учебной деятельностью учащихся. 5-11 классы В.А. Барков и др.  
Трудовое обучение
31.

Трудовое обучение.

Задания для тематического контроля. 1 класс

Н.А.Юрченко  
32.

Трудовое обучение.

Задания для тематического контроля. 2 класс

Н.А.Юрченко  
33.

Трудовое обучение.

Задания для тематического контроля. 3 класс

Н.А.Юрченко  
34.

Трудовое обучение.

Задания для тематического контроля. 4 класс

Н.А.Юрченко  
35.

Обслуживающий труд.

Задания для тематического контроля. 5-7 классы

Л.М. Яворская, Н.И. Шульга 2012
36.

Обслуживающий труд.

Задания для тематического контроля. 8-9 классы

Л.М. Яворская, Н.И. Шульга 2012
37. Задания для тематического контроля по техническому труду. 5-9 классы С.Я. Астрейко и др. 2012
Допризывная и медицинская подготовка
38.

Медицинская подготовка.

Тестовые задания. 10-11 классы

С.С. Белая  
39.

Тестовые задания по допризывной подготовке.

10-11 классы

С.Н. Гамолко  
Основы безопасности жизнедеятельности
40. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплекты тестовых заданий к факультативным занятиям. 5-9 классы Н.Н. Яковлева и др. 2012

 

 
свернуть
поделиться в: