РУС БЕЛ ENG

Консультации учителя-дефектолога А.Ю.Харкевич

Развитие и обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста (декабрь 2024 г.)

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Сегодня далеко не каждый человек может четко, точно, красиво выразить свою мысль. Потребность в общении, умении излагать свою мысль, убеждать собеседника определяет необходимость целенаправленной работы по развитию речи, начиная с первых лет обучения в школе.

Вопросами обогащения словаря занимались такие известные ученые, как М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.Г. Рамзаева, К.Д. Ушинский. Но и на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса младших школьников остается актуальной, так как их словарный запас достаточно беден. Связано это с тем, что современные школьники мало обращаются к художественным произведениям – основному источнику обогащения словаря. Учащиеся предпочитают Интернет и СМИ.

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения. Перед родителем, учителем  стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях.

Развитие словарного запаса школьника зависит от многих факторов. Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения слов. Слова обобщающего значения  становятся доступны пониманию лишь после формирования мыслительной операции обобщения. Словарь развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями и зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. 

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь упорядочивается, систематизируется, складываясь в семантические поля или образования слов по смыслу.

Выделены следующие направления развития словаря:

  • Расширение объема словаря
  • Уточнение значения слов
  • Развитие структуры значения слова
  • Формирование семантических полей
  • Расширение связей между словами.

Характеризуя словарный запас учащихся, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов. Именно эта особенность лежит в основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

Ошибки, которые допускают школьники, например:

Свинья хохотает (хрюкает)

Шаль это шалун;

Бегония – соревнования такие, когда все бегают.

Лапти – когда все друг друга лапают;

Топорщится – топором рубить;

Лесник – это гриб такой;

Лесник – это тот, кто любит дрова;

Гигиена- когда ты не кривляешься;

Скалка – чтобы прыгать;

Собака-поводырь – это собака, которая дыры делает;

Плестить –лепить из пластилина.

Считаю, что работа по обогащению словаря, очень важна, так как только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь.

Игры для развития словаря:

Игра «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например:

Стучать-звонить-барабанить;

Дрова-пламя-огонь;

Судно-волна-корабль;

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Страх-смех-ужас;

Старушка-бабушка-дедушка;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

Игра «Закончи предложение»

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Взрослый произносит незаконченное предложение, ученик подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

  1. Батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко).
  2. На празднике стараются, чтобы гостям было ( горько, грустно, весело).
  3. Утро закончилось, начинается ( ночь, день, вечер).
  4. Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)
  5. Ножи точат, чтобы они становились ( тупыми, кривыми, острыми)
  6. Деревце поливают, чтобы оно выросло и стало( высоким, низким, прямым)
  7. Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (горячая, теплая, холодная)

Игра «Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам:

крошечный - (маленький),

смелый - (храбрый),

прекрасный - (красивый).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Ход игры: для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

– Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ХОРОШО … ПЛОХО                            ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО                              ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ВЫСОКО … НИЗКО                             ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ                             БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ТРУДНО … ЛЕГКО                               ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

БЫСТРО … МЕДЛЕННО                       ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ДРУГ … ВРАГ                                     РАДОСТЬ … ГРУСТЬ

ДЕНЬ … НОЧЬ                                   ЖАРА … ХОЛОД

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Ход игры: мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

  1. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
  2. Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
  3. Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
  4. Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
  5. Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
  6. Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
  7. Дом низкий, а домик … (низенький).
  8. Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Ход игры: для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

Игра «Найди лишнее слово»

Цель: развитие умения определять однокоренные слова.

Например:

Боль, большой, больница.

Водитель, вода, водный.

Лес, лесник, лестница.

Море, морщины, морской.

Игра «Вставь слово»

Цель: развитие умения образовывать однокоренные слова.

Например:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело … .

Не впервой волку зиму … .

Всё живое хочет … .

Хвати тебе, молодцу, горе … .

Обладая развитой речью, учащиеся будут более подготовлены к дальнейшему развитию на следующей ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые им учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

свернуть

Организация работы с учащимися класса интегрированного обучения и воспитания (август 2024 г.)

Учащиеся с трудностями в обучении часто относятся учителями к категории неуспевающих школьников. У таких детей с первых месяцев обучения в школе появляются затруднения в усвоении учебного материала с одной стороны в силу незрелости эмоционально-волевой сферы (они готовы выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересами), с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития (у данной категории детей отмечается недостаточный для их возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности). Итак, затруднения в обучении детей с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых. В класс интегрированного обучения и воспитания объединяют разных детей, часто очень отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. Основная цель учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания – создание таких условий, чтобы все дети могли контактировать друг с другом, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в коллективную деятельность.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно носит воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Рекомендации для поддержки

детей с особенностями психофизического развития:

  1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
  1. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Формируйте веру в успех.
  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
  • Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
  1. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении. Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям  во время занятий осуществляется за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  • введения специальных видов помощи, а именно:
  • зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
  • введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

  • проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
  • учёт психофизических, личностных особенностей;
  • опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
  • организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
  • смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
  • соблюдение принципа «от простого к сложному»;
  • переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
  • поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
  • снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
  • освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

  • поэтапное разъяснение инструкции;
  • выделение ключевых слов;
  • листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
  • краткое содержание параграфа;
  • заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
  1. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
  • выбор места в классе;
  • заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
  • предоставление дополнительного времени;
  • специализированные учебники;
  • оценки понимания задания.
  1. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
  2. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
  3. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
  4. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
  5. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов: альтернативного ответа; помощь в заполнении оценочных бланков; предоставление неограниченного времени; возможность выполнения работы дома.
  1. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает: индивидуальную шкалу оценок; ежедневное оценивание; меньшего количества заданий для получения оценки; внимание на понимание прочитанного; оценивать правописание отдельно от содержания работы.

Методы и формы работы

с детьми с особенностями психофизического развития,

дающие положительную динамику

В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.

Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам. При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особенностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с нарушениями развития (замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации) определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.

Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. При использовании словесных методов в работе со школьниками с особенностями психофизического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):

  • максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
  • рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
  • на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;
  • обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
  • создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
  • оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:

  1. Воздействие на все органы чувств.
  2. Разнообразные виды деятельности.
  3. Обращение к опыту ребенка.
  4. Комфортные условия на уроке.
  5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.
  6. Содружество учителя и учащихся.
  7. Предъявление заданий малыми дозами.
  8. Игра.
  9. Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

    КОГДА РАБОТАЮТ дети с особенностями:

Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;

Когда они кого-то сами смогут научить.

свернуть
поделиться в: