Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
"Средняя школа № 15 г.Лиды"
Ребенок с особенностями психофизического развития – это не «беда», которая нежданно-негаданно свалилась на школу. Каждый педагог сегодня должен понимать, что внедрение интегрированного обучения и воспитания связано с реализацией законных прав детей с ОПФР. Нахождение такого ребенка в учреждении общего среднего образования – это абсолютно естественная (законодательно закрепленная) ситуация. И все рассуждения по этому поводу необходимо перенести из области «нужно – не нужно», «нравится – не нравится», в область «как это сделать наиболее рационально, с наименьшими организационными и эмоциональными издержками».
Специальная педагогика исходит из представления о ребенке с особенностями психофизического развития как о самоценной, саморазвивающейся личности. Он ценен сам по себе, независимо от того сможет ли приносить какую-либо пользу. Несмотря на психофизические нарушения и разнообразные ограничения, такой ребенок способен найти свое жизненное назначение и реализовать свою человеческую сущность. Представление о социальной ущербности, беспомощности людей с особенностями психофизического развития как результате их неспособности принять и выполнять ожидаемые от них социальные роли уходит в историю. В понимании современного педагога ребенок с особенностями психофизического развития – это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости (в определенных сферах и на определенном уровне), овладевать нравственным опытом и многообразием социальных ролей, включаться в социум (с разной степенью участия). Применительно к ситуации учебного класса это ребенок, обладающий набором обычных детских потребностей: двигаться, познавать, получать внимание со стороны окружающих взрослых и детей, включаться в разнообразные виды взаимодействия. Это ребенок, который при умелом руководстве, способен реализовать себя в роли ученика, товарища, помощника, при этом быть достаточно самостоятельным и способным искренне сопереживать в любой ситуации.
Рассмотрим категорию детей с трудностями в обучении более подробно.
Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития теоретически имеют хорошие прогнозы развития — у большинства из них возможно выравнивание развития к концу обучения в начальной школе. Реальная помощь зависит в значительной мере от качества проводимой работы как на уроках, так и внеурочное время.
Основой учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с ОПФР является его коррекционная и практическая направленность.
Коррекция – система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей. Чем раньше начнется коррекционная работа с детьми, которые имеют определенные задержки в развитии, тем более успешным будет двигательное и интеллектуальное развитие.
В чем же проявляется коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса:
1) необходимо тщательно планировать подготовительную работу по теме урока;
2) проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта и расширению кругозора учащихся;
3) постоянно повторять предыдущий материал;
4) дозировано наращивать сведения (то есть на начальных этапах обучения предпочтения желательно отдавать урокам комбинированного типа);
5) соблюдать четкую структуру урока, планировать промежуточные выводы по каждой части урока;
6) соблюдать охранительный, здоровьесберегающий режим (смена видов деятельности, физминутки и т.д.).
Рассмотрим ключевые позиции по обеспечению коррекционной направленности обучения в части методов, приемов и средств. Выделяют следующие позиции:
— активное использование приемов активизации умственной деятельности (проблемные ситуации, загадки, викторины, уроки- исследования );
— алгоритмизация умственных действий (схемы – опоры, памятки, выделение этапов при выполнении заданий);
— широкое использование наглядных средств. Это – «каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся»;
— использование различных видов помощи учащимся (часто продвижение учащихся возможно оценить лишь по изменении степени самостоятельности в выполнении заданий). Виды помощи: обучающая, стимулирующая, направляющая;
— особая роль в обучении детей с трудностями в обучении, особенно языку, отводится тренировочным упражнениям.
Таким образом, необходимо понимать, что коррекционная направленность урока (и системы обучения в целом) – это не формальный вид, а понимание принципов обучения детей, которое происходит в условиях недоразвития, это видение перспективных результатов обучения в целом.
Хочу обратить Ваше внимание на основные условия для успешной реализации коррекционной направленности.
Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения детей с трудностями в обучении:
1.Успешность и эффективность обучения во многом зависит от положительной мотивации. Успешность мотивации зависит от:
— создания благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения; организации совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками (работа в подгруппах).
— активизации познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. на всех этапах обучения ребенка. Наибольшими возможностями обладают дидактические игры. Игры можно использовать на любом этапе изучения темы: с игры можно начинать тему, чтобы выявить имеющиеся знания, затем игра может выполнять функции текущей диагностики, в итоге – проверить и закрепить знания учащихся. Наиболее часто используемые игры: «4-й лишний», «Наведи порядок», «Посмотри и запомни», «Шапка-невидимка», «Чудесный мешочек», «Лото».
Система методов и приемов определяется в связи с характером учебного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и возможностями детей.
2.Формирование обобщенных приемов учебной деятельности: работа с книгой, подготовка рабочего места к занятиям, умение самостоятельно работать с текстом, умение передавать содержание текста через устный пересказ, выделять главное.
3.Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности, с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
4.Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.
Например: указание правила, на которое опирается задание. Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.). Указание алгоритма выполнения задания. Указание аналогичного задания, выполненного раньше. Выдача ответа или результата выполнения задания. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Основным условием как общего развития, так развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность. В процессе коррекции тех или иных отклонений необходимо учитывать общие особенности деятельности детей с трудностями в обучении. К общим умениям и способам, которые необходимы для усвоения любого учебного предмета относятся: умение ориентироваться в задании, делать его анализ, обдумывать и планировать будущую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о сделанной работе и давать ей оценку. Все эти компоненты у данной категории детей слабо развиты, а иногда вообще не сформированные. Они и обуславливают стойкий характер сложностей, которые возникают, увеличиваются в связи с нарастающей сложностью учебного материала. Поэтому коррекция отклонений учебной деятельности должна занимать существенное место. Рассмотрим основные направления и задачи этой работы.
Первое направление – это нормализация учебной деятельности. Важным аспектом в нормализации учебной деятельности имеет анализ образца. Начинать эту работу необходимо с обучения анализа образца, его рассматриванию с выделением главных примет. Необходимость коррекции этого умственного действия (анализа) обусловлена тем, что дети с трудностями в обучении ограничиваются беглым осмотром образца, не умеют выделять многих из существенных признаков, сразу начинают выполнять любое задание. Такая необдуманность, импульсивность, слабая ориентация в задании, приводит к многочисленным ошибкам, большинство из которых дети не исправляют, а иногда и не замечают. Обучение анализу образца тесно взаимодействует с формированием умения ориентироваться в задании. Полный и точный анализ образца и достаточное ориентирование в задании, помогают детям правильно организовать будущую работу, снимут характерную для них импульсивность действий.
Дети с трудностями в обучении недостаточно владеют не только анализом, но и обобщением, классификацией, логической операцией делать выводы по аналогии и другими навыками, необходимыми для обучения. В связи с этим вторым направлением коррекционной работы является развитие познавательных процессов. На уроках необходимо чаще включать задания на обобщение (растения, животные, посуда, мебель) Например: назови одним словом тарелка, чайник, чашка, …. Продолжи ряд: роза, ромашка, лилия.. Большую сложность дети с трудностями в обучении испытывают при необходимости включить один и тот же объект в разные системы обобщения. Особенно выразительно это проявляется при решении задач на исключение четвертого лишнего, когда дети показывают недостаточную гибкость своего мышления ,склонность к стереотипу .Задачи на исключение четвертого лишнего необходимо также чаще включать на всех уроках, постепенно их усложняя. Например: Исключи лишнее. Объясни выбор. Пальто, халат, сапоги, кофта. Р.яз: дуб, лист, кусты, лесник.
В процессе обучения на любом уроке существенным моментом является подведение детей к обобщению не только изученного на уроке материала, но и отдельных этапов урока. Выделение узловых моментов изучаемого материала содействует возникновению необходимых логических связей в знаниях учащихся.
Третьим направлением коррекционной работы является укрепление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимодействия речи и деятельности учеников. Большие возможности для достижения этой цели дает проговаривание. Проговаривание отдельных этапов работы содействует более точному и полному анализу образца, приучает к обдумыванию и планированию своих действий. На основе широкого использования проговаривания учитель может добиться понимания учениками смысла выполняемой работы, осознания им правильности своих действий, адекватной оценки результатов своего труда.
Для того чтобы достичь наибольшего эффекта в развитии учащихся, как было сказано ранее необходима особая направленность учебного процесса. Именно таковой является коррекционно-практическая направленность обучения.
Принцип коррекционно-практической направленности заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с особенностями развития и коррекции имеющихся у них дефектов посредством отбора такого учебного материала, который необходим для практической жизни. Причём, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе обучения, выполнения упражнений, практических работ, что также обеспечивает активизацию познавательной деятельности.
Принцип коррекционно-практической направленности является основополагающим в преподавании многих предметов. В соответствии с ним составлены учебные программы, определено основное содержание курса, обозначены требования к знаниям и умениям учащимся. Чтобы реализовать их на практике, учитель должен знать не только общие закономерности психофизического развития школьников и специфические проблемы каждого ребёнка, но и возможности предмета.
Главная задача учителя — не только формирование знаний по предмету, но и коррекция недостатков умственного и психического развития. Эффективность исправления этих недостатков зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса в школе и применения специфических приёмов и средств обучения.
Таким образом, реализация коррекционно-практической направленности способствует не только развитию у учащихся способности воспринимать учебную информацию и находить ей место в системе своих знаний, но и коррекции и компенсации имеющихся у учащихся недостатков психического развития. Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что для успешной реализации принципа коррекционно-практической направленности необходимо: